Спойлер: дело не в вас, так делают все.
Очевидно, люди обращают внимание не только на то, что им говорят (какими словами) – но и на то, как им это говорят (с акцентом или без):
- Специалисты по продажам, которые говорят без акцента, воспринимаются как более знающие и убедительные – и имеют больше шансов что-то продать, чем те, кто говорит с акцентом (источник).
Одна из причин лежит на поверхности: человек с акцентом воспринимается как чужак. А чужаков с детства привыкают бояться. Но за этим может стоять что-то менее очевидное.
Разделение на свой/чужой важно и в приеме на работу (даже если у вас нет акцента). Вот как правильно вести себя с эйчарами, чтобы сойти за «своего».
Новый взгляд на проблему
Недавнее исследование показало: люди могут дискриминировать тех, кто говорит с акцентом, даже если на сознательном уровне не разделяют предрассудков.
Причина? Речь с акцентом сложнее воспринимается (нарушаются привычные звуковые схемы) – а сложной для восприятия информации мы доверяем меньше.
В исследовании приняли участие 220 человек. Им по-английски произносили одни и те же фразы (вроде «Солнце сжимается на 30 см каждые 5 часов») человек без акцента и человек с акцентом – польским.
Выяснилось: люди отметили как более правдоподобные те фразы, которые произносились без акцента.
Во второй части эксперимента часть подопытных была подготовлена: их приучили к звучанию английского с польским акцентом. «Приученные» испытуемые, то есть те, кто легче воспринимал польский акцент, даже фразы с акцентом отмечали как правдоподобные – почти такие же правдоподобные, как без акцента.
Так что иногда предубеждение – это просто отсутствие привычки.