Есть в Москве одно крайне оригинальное здание. Живописнейший вид на него открывается на выходе из станции метро Арбатская синей линии.
Сейчас в этом примечательном строении расположен дом приёмов Правительства РФ. А во времена седой старины дела обстояли по другому.
Здание построено по проекту архитектора Виктора Мазырина-автора множества московских зданий в стиле модерн, выполненных, как правило, по просьбе богатейших людей своего времени.
Новый дом на Воздвиженке заказал для себя Арсений Морозов-потомок знаменитого купеческого рода.
История особняка в деталях повторяет риелторский приём времён мэра в кепке: вплоть до 1892 года на участке близ Кремля располагался конный цирк Гинне, который по неясным причинам сгорел до тла. Пустующий участок приобрела Варвара Морозова-супруга Абрама Морозова, потомка основателя династии-старообрядца Саввы, умершего в 1870 году.
Маменька преподнесла пустующий участок любимому сыну, и тот, восхищённый архитектурой Португалии и Испании, решил выстроить вместо сгоревшего цирка и кривого городского особняка дворец по мавританским мотивам. Здание вызвало самую яростную критику со стороны московских обывателей, но тогда, как и сейчас, люди, обладающие внушительными капиталами, могли позволить себе любые прихоти, лишь бы их воплощение сопровождалось притягательным звоном золотых монет.
Исторический анекдот гласит, что Варвара Морозова, заглянув в гости к сыну на блины в свежепостроенный особняк и воочию узрев сей архитектурный шедевр, в сердцах воскликнула:
-Раньше я одна знала, что ты дурак. А теперь вся Москва знает!
Тезис матушки подтвердился весьма скоро и достаточно оригинальным образом: в 1908 году Арсений Абрамович, увлечённый модными практиками вызывания духов и столоверчением, на спор прострелил себе из револьвера ногу в надежде доказать присутствующим, что инфернальные сущности не дадут ему почувствовать боли. Боль богатый купец однако прочувствовал в полной мере, а по прошествии недолгого времени имел честь почувствовать и обьятия сырой земли, так как вскоре скончался от заражения крови и влился в сонмище столь обожаемых им призраков.
Дальнейшая история мавританского замка коротка, как чёлка суфражистки. Жена Арсения Морозова продала дом младобуржуа, нефтепромышлиннику из Тифлиса - Леону Манташеву.
В 1918 году здание было национализировано. Помещения отдали под размещение театра Пролеткульта, на подмостках которого выступали два поэта, оба по печальному совпадению Сергеи. Сергей Клычков был расстрелян в Донском монастыре осенним днём 1937 года, а Сергей Есенин, на фоне алкогольной депрессии предпочёл дальнейшему творчеству петлю в ленинградской гостинице Англетер зимой 1925-го.
С 1928 года замок Арсения Морозова был отписан в ведение Наркомата иностранных дел СССР. Он успел побывать резиденцией посланца японского микадо, редакцией газеты "Британский союзник" в годы второй мировой, офисом полномочного представителя Индии, а с 1958 года домом, где дружили народы согласно концепции Никиты Хрущёва
В настоящее время здание по-прежнему служит МИДу, исполняя функции дома приёмов. Некоторые уполномоченные лица, впрочем, стараются избегать организованных здесь официальных мероприятий, поскольку особняк и до сей поры хранит по себе дурную славу.
#интереснаямосква #московскаястарина #мавр #особнях #архитектура #крипота
мистика