Как мы уже говорили в прошлой статье, речь пойдёт о семантической дислексии - состоянии, при котором человек может читать очень быстро, но не понимает смысла прочитанного.
Помочь скорректировать семантическую дислексию у детей могут помочь некоторые игры, о которых мы сегодня расскажем.
1. "Что тут лишнее?"
В небольшой и простой стихотворный или прозаический текст необходимо вставить лишние буквы, которые прибавляются к слову в начале, конце или середине. Например:
"Делог былон ва январег,
Стоялан ёлкар нак горек.
Ан возлек этойп ёлкис
Бродилих злыеж волкиз" (Агния Барто).
Задача ребёнка - внимательно прочитать текст и вычеркнуть ненужные буквы так, чтобы текст приобрёл смысл. Если малыш легко справляется, то задание можно усложнять: брать тексты бОльшие по размеру, добавлять не одну, а 2 буквы, ставить их не только в конец или начало, но и в середину слова. Такое внимательное, осмысленное и медленное чтение помогает развить не только понимание текста, но и фонематический слух.
С детьми постарше можно таким образом играть в зашифрованные записки. Помимо собственно интересного процесса "расшифровки", ребёнок в этой игре может получить дополнительную мотивацию в виде какого-то приза, о котором говорится в записке (например, можно узнать, где спрятан "клад" в виде небольшого подарка и т.д.)
2. "Лишние слова"
Игра, похожая на предыдущую, только лишними в тексте являются не буквы, а целые слова. Такая игра очень хорошо подходит именно для детей с семантической дислексией, потому что заставляет всматриваться в структуру предложения в поисках затесавшегося среди его слов "шпиона".
Внимание! В эту игру можно играть только с теми детьми, которые хорошо справляются с предыдущей. Иначе лишние слова могут только запутать дислектика и помешать пониманию смысла.
3. "Объясни и нарисуй"
В этой игре необходимо передать содержание прочитанного предложения с помощью рисунков. При этом надо последовательно передавать смысл каждого слова, в том числе союзов, предлогов и частиц. Для этого можно придумать свою систему знаков-пиктограмм. Например, союз "и" можно передавать, изображая знак "плюс", а предлог "над" - рисуя точку или кружок НАД квадратом (логично, что предлог "под" в таком случае можно передать изображением точки ПОД квадратом и т.п.). Эта игра будет интересна и понятна уже достаточно большим детям, которые понимают смысл символического изображения действительности (от 8-9 лет и старше).
Если вы хотите узнать ещё больше интересных игр, помогающих вашему ребёнку развить навык осмысленного и быстрого чтения, следите за нашими статьями! Ждём ваших комментариев!