Найти тему
Philosophengang

«Радость в Боге»: Августин Аврелий о блаженной жизни

Августин Аврелий (354 - 430) — один из важнейших деятелей христианской церкви. Святой Августин — автор книги "Исповедь", в которой он в автобиографической манере описал свои духовные искания и свой жизненный путь. И одним из важнейших понятий в философии Августина выступает "блаженная жизнь" (vita beata). Попробуем разобраться, что это такое, более подробно.

Боттичелли "Святой Августин"
Источник: wikipedia.org
Боттичелли "Святой Августин" Источник: wikipedia.org

Августин приходит к выводу, что ища в самих себе Бога, мы, на самом деле, ищем благой жизни. Все люди так или иначе имеют представление о благой жизни, поскольку все к ней стремятся. И праведник, и преступник. И священник, и солдат. Ведь любой из них совершает какой-либо поступок исходя из своих представлений о добре и зле. Преступник тоже руководствуется тем, что, он думает, для него лучше. Ведь нелепо полагать, чтобы кто-то стремился к худшей для себя жизни. Августин подчеркивает это:

«У каждого свой путь, но цель одна»

Мы любим блаженную жизнь и стремимся к ней, поскольку стремимся быть счастливыми. Но мы не делали бы этого, если бы уже не знали о ней. Значит, у людей сохранилось воспоминание о благой жизни. Но это воспоминание не подобно воспоминанию телесному – например, как говорит Августин, воспоминанию о городе Карфагене, который он когда-то мог видеть и может припомнить его улицы, дома. Воспоминание о блаженной жизни также не подобно математическому знанию, поскольку блаженная жизнь связана с нравственностью – т.е. человек всегда стремится обладать этой жизнью: недостаточно просто знать, что такое блаженная жизнь (как мы просто знаем некоторые математические формулы и т.д.), нет, мы хотим сами вести благую жизнь.

Августин говорит, что вспоминание о vita beata подобно тому, как мы вспоминаем о радости:

«Я узнал о ней, когда возрадовалась душа моя, и память сохранила это знание».

Воспоминание о прежней радости даже в печали подобно воспоминанию о счастье, когда несчастлив.

Тем не менее, радость может доставляться и вещами весьма непотребными и далекими от всякого рода святости. О такой радости мы вспоминаем со стыдом. Однако, говорит Августин, такая радость все равно была вызвана определенным представлением о блаженстве (а уже характер этого представления зависит от степени нравственного и, возможно, интеллектуального развития каждого конкретного человека).

Августин здесь снова развивает свою теорию о зле, как недостатке добра. Например, преступления, вызванные причинами мести, гнева, ревности и т.д. - это действия, совершенные в условиях недостаточности знания. Если бы преступник познал Бога, он бы не совершил такого поступка, ведь его представления о блаженной жизни бы изменились.

В человеческих душах, поскольку они в равной степени являются искрами божественной мудрости, заложены идеи о благой жизни, которые приводятся в движение, когда мы испытываем радость и счастье. Да, это может быть радость, например, и от плотских утех, но такая радость - мимолетна и иллюзорна, она рассеивается сразу же как заканчивает действовать на чувственность. Испытывая такую радость (или даже - собирая эти жалкие кусочки радости), наши желания будут все возрастать, а сами мы будем «гоняться за призраками».

Истинная блаженная жизнь, по Августину, может быть достигнута только на пути познания Бога. Попытаться утвердить себя в благой жизни, т.е. «овладеть» ей в том смысле, чтобы не бояться, что она может ускользнуть в любой момент, можно только в Боге.

Конечно, Августин ни в коем случае не полагает самого себя блаженным, хотя за ним и закрепилось это прозвище. Августин только описывает, к чему он пришел в своих размышлениях. Он говорит, что Бог есть единственная радость, которую дано испытать только тем, кто чтит Его бескорыстно: и их радость — Он сам (а не ощущение себя делающим что-то богоугодное - это корысть). И, соответственно, истинно блаженная жизнь – это такая, в которой вся радость – это Бог.

«Только в этом блаженство, и другого не дано»