Найти тему

ИСТОРИЯ ТЮМЕНСКИХ ДЖАЗОВЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ ОТ ВСЕВОЛОДА БЕССАРАБА

«Ирвинг Берлин и джаз Тюмени» - название настолько многообещающее, что кажется такая книга просто не может быть неинтересной. Тем более, что написал ее Всеволод Бессараб – личность в джазовых кругах довольно известная. В Тюмени как минимум. Может быть, именно эти завышенные ожидания и привели к тому, что когда эта книга все-таки оказалась прочитанной, то она оставила после себя некое двоякое впечатление. Попробую объяснить почему.

Начинается книга вполне логично – с попытки свести воедино имя Ирвинга Берлина и столицы Сибири. Лично мне всегда казалось, что вопрос рождения классика американского джаза именно в Тюмени ни у кого не вызывает сомнения. И каково же было мое удивление, что в 2013 г. (когда была написана данная книга) этот вопрос еще вызывает сомнения. Всеволод Бессараб попытался эти сомнения развеять. Но вот получилось это у него не очень убедительно. Скан выписки из журнала Тюменской городской управы за 1892 г. конечно аргумент весомый, но это, как говорится, косвенная улика. А вот прямых то в книге и нет. Ссылки на энциклопедии и газеты, приведенные в книге, не убеждают, так как очевидно, что они с легкостью дублируют друг друга без проверки. Так что окажись в первоисточнике какой-нибудь другой город, то все названные в книге издания точно так же приводили бы его в качестве места рождения композитора, а сама книга Бессараба не была бы написана.

-2

Следующая глава – это как раз биография Ирвинга Берлина с кратким обзором его творчества. Для читателя, который совсем не знаком с этим композитором, пожалуй, достаточная. Но вот более-менее искушенному читателю все-таки хотелось бы чего-то большего, может быть с интересными и малоизвестными фактами. Тем более, что автор общался и с дочерью Берлина во время ее визита в Тюмень. Чем не кладезь уникальной информации, но вот ее то в книге то и нет. Причем довольно странно, что автор заканчивает повествование о своем герое на 1942 г. А ведь Ирвинг Берлин умер в 1989 году, то есть фактически вся вторая половина его жизни осталась «за кадром», ограничившись лишь отдельными фразами.

Далее Всеволод Бессараб начинает подробно описывать свою биографию. Скажу честно, прочитав уже довольно много воспоминаний отечественных рокеров разных поколений, я сумел выделить некоторые общие моменты в их биографиях. Потому изначально мне было интересно прочитать музыкальную биографию человека, который выбрал для себя совсем другую музыкальную стезю. Тут и сам возраст автора сыграл свою роль – 1939 г., и естественно та музыкальная культура, которую он впитывал. Тем более, что окончательное это формирование и участие в первых джаз-оркестрах происходило ни где-нибудь, а в Ленинграде 1958-1963. О сколько можно было про этот период рассказать интересного. Но, к сожалению, вся творческая автобиография Всеволода Владимировича ограничивается длиннющим списком фамилий своих знакомых. Причем абсолютное большинство из них в ходе развития сюжета ни какой роли не играют.

-3

Да, было интересно читать о первых музыкальных попытках, о том как собирались ансамбли и после репетиций распадались, но вот есть ли смысл говорить о них? Некоторые доходили до стадии первых выступлений. Но даже сам автор подчеркивает, что в большинстве своем это был любительский уровень, имеющий слабое отношение к музыке. Честно скажу для меня появление всех этих людей в книге так и осталось непонятным.

При том, что у автора после окончания учебы в Ленинграде была еще и обширная география дальнейшей жизни: Якутск, Калуга, Москва и только в завершении Тюмень. И, конечно, интересно что автор называет многие события своей жизни каким ни будь джазовым стандартом, и описывает участие в различных самодеятельных коллективах. Но какими-то уж чересчур извилистыми путями он подходит к первому тюменскому джазовому фестивалю Alexander’s Ractime Band, для которого стал идейным вдохновителем и организатором.

-4

Первый из джазовых фестивалей посвященных Ирвингу Берлину в Тюмени состоялся в 1988 г. Он был посвящен столетию композитора, который на тот момент был еще жив. Всеволод Бессараб подробно описывает подготовку этого фестиваля. В этом его заслуга, что он сумел организовать и провести все 10 фестивалей Alexander’s Ractime Band (причем второй проходил в Нефтеюганске). Одинадцатый так и не состоялся, о чем автор на страницах книги сожалеет. Также он выступал на них в составе разных коллективов и один раз сольно. Были на фестивалях и гости из-за рубежа. Все фестивали описаны довольно живо и интересно, не зря им уделена почти половина книги. Имен исполнителей и названий коллективов просто не счесть.

-5

Казалось бы, круг замкнулся: Тюмень дала миру величайшего джазового композитора и вот в городе проходят джазовые фестивали его имени. Но вот чего-то в этой истории не хватает. Вроде бы Всеволод Бессараб рассказал про всех, связал все события и осветил их в нужном свете. Но вот осталась в этой книге какая то недосказанность, неопределенность. Лично у меня сложилось ощущение, что, как прервав рассказ о жизни Берлина на середине, автор и в рассказе о фестивалях, о многом умолчал. Что то осталось за пределами того многочисленного списка музыкантах и рассказов о прекрасных импровизациях. Не хватило этой книге того неудержимого джазового напора, который Всеволод Владимирович демонстрировал в своей мастерской игре на банджо.