Найти тему
Frequent Flyers

Год в обход: запад оценил эффект от закрытия воздушного пространства России

   Боковые створки реверса на CFM56
Боковые створки реверса на CFM56

Аналитики Bloomberg оценили эффект от введённых год назад ответных санкций против ряда западных стран в виде закрытия воздушного пространства России.

Так, рост расходов на топливо в среднем по больнице оказался не таким заметным, как предполагалось, потому что азиатские маршруты крупнейших групп авиакомпаний например, IAG или Air France-KLM изменились незначительно. Им легче строить маршруты в обход России, протяжённость которых увеличилась примерно на 15%. Для British Airways облёт удлиняет маршрут в среднем на 20%, в наихудшем положении оказалась Finnair: +40%.

Однако топливо в Европе по сравнению с июнем 2022 года, когда цены достигли максимального значения за последние годы, подешевело к настоящему моменту на 43%. Это всё равно дороже, чем было, но если сравнивать, в частности, два рейса между Парижем и Шанхаем, которые и China Eastern (летит через Россию по ортодромии), и Air France (летит южнее через Казахстан) выполняют на одинаковых самолётах Boeing 777-300ER, то французы сожгут примерно на 18 тонн больше керосина и потратят на рейс дополнительно 15 тыс. евро. То есть, в пересчёте на одного пассажира получится примерно 40 евро: относительно средней стоимости билета на этом направлении сумма вполне подъёмная. Правда, нужно ещё учитывать увеличение налёта экипажей, но эта цифра незначительна, вопрос больше в договорённостях с профсоюзами по поводу переработок.

Однако проблема не сколько в топливе, сколько в том, что из-за увеличения продолжительности рейсов теряются слоты в высокозагруженных координированных аэропортах. Если на пальцах, то ты прилетел позже, но тебя в этот момент уже никто не ждёт: аэропорт обслуживает другие рейсы. Та же Finnair летит на 3-4 часа дольше, и в ряде случаев даже быстрее обратно из Китая лететь на восток, совершая «кругосветку», чем облетать Россию.

Из-за изменения времени «съезжают» трансферные волны, уменьшается налёт каждого ВС и, чтобы сохранить удобное расписание с ежедневными рейсами по азиатским направлениям, Finnair нужно задействовать два дополнительных борта.

В 2022 году этот эффект был не так ярко выражен из-за продолжающейся пандемии, но в 2023 году открывается крупнейший рынок – Китай – и в летнем сезоне неиспользование слотов приведёт к тому, что они могут быть отданы другим перевозчикам в следующем сезоне.

Интересно, что некоторые авиакомпании облетают воздушное пространство России не из-за санкций России. Например, для японцев мы небо не закрывали, но они ввели санкции в отношении финансовых расчётов с Россией и не смогут заплатить ни за аэронавигационное обслуживание, ни за какие-либо услуги в случае вынужденной посадки на территории РФ. А некоторым перевозчикам полёты над Россией запрещают страховые компании.

  📷
📷