Полёты на Луну про программе "Аполлон" замечательны тем ,что всё можно проверить наблюдая ситуацию из разных представленных исполнителем, НАСА, материалов. Условно назовём этот процесс "сквозной верификацией", хотя это и не совсем корректно, и на примере "Аполлона 11" убедимся что всё "бьётся". То есть совпадает и всё такое.
Итак,
"Верификация — процедура проверки истинности знаний. Она предполагает, что сложные предложения нужно разделить на протокольные. Истинность протокольных предложений абсолютно несомненна, так как соответствует наблюдаемой действительности. Форма протокольного предложения выглядит так: «NN наблюдал такой-то и такой-то объект в такое-то время и в таком-то месте»."
Не будем усложнять, и примем за "протокольное утверждение" имеющиеся медиа-материалы по полётам на Луну, фото, видео, текст. Некоторые кинооператоры считают, что всё можно снять и снять красиво, правдоподобно. Отчасти это так.
Красиво? Да.
Правдоподобно? Нет.
Все понимают что это кино.
Красиво? Ну, так себе.
Правдоподобно? Нет.
Тени вообще не пойми какие. Что, как и чем освещается?
Все тоже понимают что это кино. Мало того, прекрасно видна граница между интерьером павильона и эффектами создающими глубину картинки.
Но! В кино, как правило, при съёмке сцены мы всегда видим её с одной стороны. То есть мы смотрим в сторону Земли, но в ЭТОЙ сцене мы никогда не увидим ситуацию наоборот. То есть астронавтов и лунную базу с той стороны, со стороны Земли. Проверьте, давно смотрел не помню уже.
А здесь? Есть такое?
То есть мы не сможем применить "сквозную верификацию" и посмотреть сцену с разных, противоположных сторон, при чём так, что всё будет совпадать. То есть положение объектов, их тени, следы от них и тд. Потому что каждый кадр, сцена, уникальны и сняты по-разному.
Да, есть крутые фильмы, современные, где используется круговая панорама и совершенно иные технологии.
Например, "Обливион". Кадры ночного, утреннего или дневного неба, были сняты с трёх камер с вершины вулкана на Гавайях и у актёров наблюдающих эту красоту, по-настоящему захватывало дух
Но! Это кино. И мы примерно понимаем как его снимают. Там стоит камера, тут. Крупные планы и всё-такое. С дальнего расстояния, с ближнего, изнутри и всё такое и тд.
Как решил режиссёр, так и снимут. Оттуда, отсюда. Тут дорисуют, там заменят и всё такое. Ракурсов в хорошем кино полно.
Вот только не знаю, не помню, если ли встречный ракурс с Томом с таким расстоянием, ещё раз, как здесь.
Наверное можно задаться целью и проверить всё ли там правильно и всё ли "бьётся". Конечно, есть специальные люди которые всё это проверяют. И тем не менее, в любом кино полно накладок. Кому интересно, сами поищите.
И мы понимаем, что режиссер в своих стремлениях снять с разных точек ограничен только своей фантазией и бюджетом. Ему не надо отчитываться перед зрителями откуда взялась камера здесь или там. Это кино.
Но! В случае полётов на Луну, мы ограничены средствами визуального контроля. И там всё должно быть чётко.
Не буду подробно описывать какие там были фотоаппараты, теле- и кинокамеры, вы всё и так знаете. Так вот, все кадры снятые с помощью этих устройств должны чётко "биться". То есть должна быть "сквозная верификация".
И она есть! Во всём!
Всё "бьётся" идеально. Тени, движение, положение астронавта, руки, ноги, предметы, СЛЕДЫ и тд.
Слева телекамера снаружи ЛМ, справа кинокамера внутри ЛМ. Армстронг спускается на поверхность Луны.
Спускается Олдрин. Армстронг его фотографирует.
Поставили телекамеру напротив ЛМ. Опять всё идеально "бьётся".
Установили флаг.
И тд. Мало того что бьются фото-видео-изображения, так и аудио, с текстом синхронно. Плюс хронометраж.
Как Нил снимал Базза. Запись из журнала. Есть текст, есть видео, есть звук. Всё совпадает. Если что-то пришлось править для журналов и тд, всё этого оговаривается.
110:09:50 Коллинз: Прекрасно. Просто красиво. (Долгая пауза)
[На 16-мм пленке Базз снова отступает и отдает честь. Затем он возвращается к флагу, берется за верхний и нижний углы и тянет, пока Нил держит посох. Автор журнала Боб Фарвелл вставил кадр из 16-мм пленки в панорамное изображение после EVA, которое объединяет виды из обоих окон. Чтобы соединить два вида из окна, а также вписаться в 16-мм рамку, требуется определенная художественная свобода. 16-мм камера установлена в верхней части окна LMP, и поэтому перспектива ближней поверхности отличается от изображений Hasselblad.]
110:10:16 Армстронг: (Обращаясь к Баззу) Это хорошо. Посмотрите, сможете ли вы немного оттянуть этот конец. Немного выпрямить этот конец? (Пауза)
[На телевизионном снимке Нил справа, а Базз слева.]
110:10:33 Олдрин: Он не поднимется. (Пауза) Хорошо.
[Связь прервалась, пока Нил втыкает флагшток в землю. Кадр из 16-миллиметровой пленки показывает его как раз в тот момент, когда он заканчивает. Примерно в 110:11 он отступает на север, в общем направлении телекамеры. На 16-мм пленке флаг вытягивается вправо, а на телевизионном изображении - влево. С точки зрения телезрителей, Базз перемещается слева направо к стороне флагстаффа на сцене. Кадр с 16-миллиметровой пленки показывает его на месте, в то время как Нил готовится сделать два снимка Базза: AS11-40- 5874 и 5875. См. Также, aдеталь с фотограмметрической карты Влада Пустынского.][Авторы журнала Оуэн Меррик, Брайан Макиналл и Маркус Меринг обращают внимание на тот факт, что, как показано в версии с высоким разрешением, подробно описанной Томасом Швагмайером из AS11-40-5875, мы видим, как Базз смотрит на Нила. В 5874 Базз стоит лицом к флагу и отдает честь; но к тому времени, когда Нил снимает 5875, Базз слегка повернулся, чтобы посмотреть, сделал ли Нил снимок, возможно, опустив правую руку в промежутке. Обычно высокая отражающая способность золотого козырька мешает нам видеть лицо Базза, но, как отмечает Меринг, в этом случае "его лицо освещается солнечным светом спереди и под прямым углом к точке зрения наблюдателя, поэтому он буквально просвечивает сквозь козырек, особенно потому что он высовывает голову вперед. При разных углах обзора и освещения, а также когда его голова находится глубже в шлеме и освещена менее ярко, отражения от визора размывают все, что находится за ним. Но в этом случае нам повезло". Автор журнала Харальд Кучарек создал анимированное gif-изображение, состоящее из кадров 5874 и 5875, на котором четко видно, как Базз слегка поворачивает туловище между кадрами, но не двигает ногами. Обратите внимание, в частности, на изменение положения его колен. Телевизионная запись этого интервала показывает, что Базз дважды поворачивается в направлении Нила в течение этого интервала.]
Доклад на тему "Сквозная верификация" полётов на Луну: "Аполлон 11" закончил.
Вывод - всё "бьётся". Если кто-то что-то не видит или не понимает, это его проблема.