"Пришло, братья, время брани нашей и настал праздник Царицы Марии, Матери Божией Богородицы и всех небесных чинов, Госпожи всей вселенной и святого Ее Рождества. Если останемся живы – ради Господа, если умрем за мир сей – ради Господа!"
Дмитрий Донской (перед Куликовской битвой)
Тезис о том, что война и христианство противоречат друг другу, опровергается фрагментами священного писания, включая знаменитую цитату из Евангелия от Иоанна: "Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя". На войне, где смерть всегда ходит рядом, трудно не стать верующим, а многие воины даже становятся святыми.
1. Георгий Победоносец (вторая половина III века- 304?)
Согласно греческим сказаниям, Георгий родился в III веке в Бейруте у подножия Ливанских гор. Его родителями были воин Геронтий и Полихрония, владелица богатых земель. Когда отец умер, семья стала жить в Лидде. Там Георгий поступил на службу. Все знали его как доблестного воина, умного и храброго.
Когда юноше было 20 лет, его мать умерла. Он получил богатое наследство и решил служить при дворе, чтобы иметь в обществе высокое положение.
В это время начались гонения христиан. В Никомидии Георгий отдал все свои деньги бедным. Перед лицом императора он объявил себя христианином. Император приказал его арестовать. Георгия подвергли пыткам.
После пыток он воскресил умершего человека и оживил вола. Все это так подействовала на многих людей, что они решили тоже стать христианами.
На 8 день его уговаривали отречься от Христа, но он остался верен христианству. Тогда Диоклетиан решил казнить его.
В ночь перед казнью Георгию приснился Спаситель с золотым венцом на голове. Он сказал, что Георгия ждет Рай. Тот позвал слугу, передал ему сказанные слова и попросил похоронить его в Палестине.
2. Олаф II Харальдсон (995-1030)
Сын Харальда Серого Плаща, потомок Норвежского короля Харальда I. Был викингом, с молодости участвовал во многих морских походах. В 1009-1011 годах и в 1013 году сражался в Англии – вначале с англо-саксами, а затем с датчанами.
В эти годы он принял крещение — по одним данным это случилось в 1013 в Руане, по другим — в Новгороде или Киеве. В скандинавских сагах имеются сведения о пребывании малолетнего Олафа в Новгороде, влияние Олафа или его соратников усматривается в появлении каменных "кельтских" крестов на Севере Руси — они найдены в Куппала и на о. Кильпола над захоронениями, имеется такой крест и в Новгородском Софийском соборе. В своих походах он побывал также в Нормандии, Испании и Святой Земле.
В 1016 году Олаф вернулся в Норвегию и при Несьяре нанес поражение ярлу Свену, фактическому правителю Норвегии. Олаф сделался королём и установил мирные отношения со Швецией и Данией, сосредоточив в своих руках куда больше власти, чем кто-либо из его предшественников. Король преобразовал управление Норвегией. Самым важным его делом было распространение в своём королевстве Христианства.
Со временем Олаф восстановил против себя мелких норвежских вождей, которые попытались сместить его, призвав на помощь Кнута Великого. В 1028 году Олаф с малолетним сыном Магнусом бежал на Русь, где нашел пристанище у великого князя благоверного Ярослава Мудрого. Оставив сына на попечении русского князя и его супруги Ирины в 1029 году Олаф вернулся в Норвегию и попытался отвоевать свое королевство. 29 июля 1030 года при Стиклестаде близ Вердала он потерпел поражение от превосходящих сил норвежского ополчения и датских войск. Король был сражён в битве.
3. Давид IV Строитель (1073-1125)
Родился в 1089 или в 1084 году. Был воспитан своим духовником - преподобным Арсением Икалтойским, известным богословом и ученым-энциклопедистом (+ 1127).
Наименование "Возобновитель" дал святому царю Давиду грузинский народ за его великие труды по восстановлению Грузии и укреплению Грузинской Православной Церкви. Грузия, безжалостно опустошенная турками, страдавшая от междоусобиц, под скипетром Давида Возобновителя объединилась в сильное централизованное государство. Грузинская Церковь, в процветании которой царь видел залог незыблемости и единства государства, являлась предметом его особого попечения. Святой Давид отличался глубоким благочестием, свято чтил церковные каноны и своей властью охранял их и утверждал.
В 1123 году, незадолго до кончины, благоверный царь освободил армению от турецкого засилья. Он повелел вновь освятить храмы, превращенные турками в мечети. По преданию, когда царь подошел в одном из храмов ко гробу своей бабки, супруги Армянского царя Гагика I, и сказал: "Радуйся, царица! Бог избавил храм твой от агарян", внезапно послышался глас: "Богу благодарение". Забота царя Давида о воссоединении с Армянской Церковью выразилась в созыве Церковного Собора в городе Ани, на котором часть армянских епископов-монофизитов склонилась к принятию Православия (однако в целом Собор не привел к желаемым результатам).
Причастившись Святых Таин, "со славословием на устах он предал свою душу Господу, на 53-м году жизни, в субботу 24 января 1125 года". Царь был погребен в Гелатском, при входе в привратную церковь.
4. Илья Муромец (XI-XII)
Богатырь Илья Муромец- известный герой русских былин. В нем воплотилась сила, мощь, самоотверженность и непобедимость русского народа.
В детстве и юности будущий богатырь страдал заболеванием, не позволяющим ему самостоятельно ходить, но в 33 года получил чудесное исцеление от посетивших его врачевателей. Он не только смог передвигаться, но и стал обладать недюжинной силой. Имя Илья он получил после крещения, раньше его звали Никита.
Илья Муромец посвятил свою жизнь защите русской земли и народа. Он одолел Соловья-разбойника, Идолище, отразил нападение захватчиков (половцев, казаков) и совершил много подвигов во время службы у князя Владимира. Любимый русский богатырь обладал удивительной силой духа, был спокоен и степенен, добр и великодушен. Он не проливал понапрасну кровь, щадя врага, проявлял смелость и благородство. Описание подвигов Ильи Муромца в былинах перекликается с реальными историческими событиями.
Имя богатыря упоминается не только в русских былинах, но и во многих зарубежных произведениях, сагах, эпических поэмах Германии XIII века.
5. Александр Невский (1220-1263)
Александр Невский- великий князь Киевский, князь Владимирский и Новгородский, а также великий русский полководец.
Родился будущий князь в мае 1221 года. Через четыре года он уже был посвященным в воины. Самостоятельная жизнь Александра началась, когда ему исполнилось пятнадцать лет.
Первый военный опыт пришел к нему в войне за Смоленск против литовской армии (1239) , где он вышел победителем. В 1239 году он женился на дочери полоцкого князя Александре, а уже спустя год у него появился сын.
В 1240 году к Неве пришел большой шведский флот, который угрожал его государству. Александр решил действовать решительно и молниеносно (Невская битва 15 июля 1240). Он даже не подождал подкрепления, ополчения – только с помощью своей дружины он атаковал шведов и смог одержать решительную победу. Именно эта победа дала ему прозвище – Невский.
В конце 1239 года свой поход на русские земли начал Тевтонский орден. Им удалось захватить ряд городов, но Александр Невский встретил их у Чудского озера. Битва произошла 5 апреля 1242 года и вошла в историю как Ледовое побоище.
В 1245 году Александр разбил литовскую армию.
В 1252 году великим князем становиться Александр Невский за чем сразу последовала война с литовцами и тевтонцами, где они вновь были разбиты и были вынуждены подписать мирный договор.
В 1262 году он отправился с Золотую Орду для того, чтобы успокоить монгольского хана, обозленного антимонгольским восстанием- ему удалось это сделать, но в Орде Александр серьезно заболел и вернулся на Русь.
В 1263 году князь умер. Его запомнили как рыцаря, который не проиграл ни одного сражения, монгольские женщины пугали его именем своих детей, а его подвигами восхищались западные рыцари. Кроме этого, он был святым Православной церкви.
6. Людовик IX Святой (1214-1270)
Период Высокого Средневековья интересен множеством событий. Это и становление основных европейских государств, и расцвет рыцарства в его романтическом книжном понимании, и крестовые походы во славу христианской веры инициированные Папами Римскими. В это время родился и жил Людовик IX Святой. Святым его признали еще при жизни некоторых его современников и эта его заслуга не за смирение и кротость. Нет, он конечно был сторонником папской политики, защищал нищенствующие ордена католических монахов и ходил на мессу.
Но также он был яростным гонителем иудеев и сторонником крестовых походов. Правда, освобождал не Гроб Господень в Иерусалиме, а бился с сарацинами в Северной Африке, пытаясь ослабить мусульманский Египет. В этой борьбе потерял многих близких родственников, в основном от ран и болезней.
Проведя в походах несколько лет вдали от Франции, он, тем не менее, крепко управлял своей страной, проводил реформы административной и финансовой системы, и оставил своему сыну сильное государство, не разоренное распрями, болезнями и войной. В целом Людовик IX не сильно отличался от своих современников, правивших в соседних странах Европы, за исключением канонизации и причисления к сонму святых католической церкви.
7. Дмитрий Донской (1350-1389)
С 9 лет князь Дмитрий был вынужден бороться за свое княжение во Владимире с другими князьями. После вражды с литовским князем Ольгердом был заключен мир с Литвой. Постепенно Донской наладил отношения с Новгородом, Тверью. Могущество князя Донского со временем все больше нарастало.
В 1363 году Дмитрий Донской стал княжить во Владимире. После большого пожара в Москве князь в 1367 году построил новый белокаменный Кремль.
Орда начала конфликт с Дмитрием, разгромив Нижний Новгород. Но после нападения на Москву в 1378 году войско Мамая было разбито (Битва на реке Воже). А 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва, в ходе которой Мамай потерпел поражение, а татаро-монгольские войска были уничтожены. После этого, собрав оставшуюся часть своих войск в Крыму, Мамай снова проиграл в битве со своим противником, ханом Золотой Орды- Тохтамышем.
Выплата дани Золотой Орде временно прекратилась. Произошло слияние Владимирского и Московского княжеств, Москва стала центром объединения русских земель.
Когда же, после нашествия Тохтамыша в 1382 году, столица вновь ослабла, междоусобицы вспыхнули с новой силой. После этого Донской пообещал платить Орде дань, хоть и в меньшей степени, чем раньше.
Умер Дмитрий Иванович Донской 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Похоронен был в Москве в Архангельском соборе. После смерти Донского управление княжествами перешло по наследству к его сыну Василию I.
Дмитрий Донской был причислен русской Православной церковью к лику святых. Именем великого князя названы улицы и площади в городах России и Украины, в его честь установлены памятники в Москве и Коломне.
8. Лазарь Хребелянович (1329-1389)
Лазарь Хребелянович- последний независимый правитель Сербии (1370-1389), святой Сербской православной церкви.
Лазарь происходил не из царского рода; он был женат на Милаце, родословную которой часто ведут, чтобы связать Лазаря с Неманичами, от Стефана Первовенчанного. Впервые Лазарь выдвинулся после смерти Стефана Душана, когда Сербское царство распалось на отдельные части и феодалы начали ожесточённую борьбу за первенство. На захватившего власть Вукашина поднялись все сербские великаши, в том числе и Лазарь. Он пригласил на помощь Людовика I Венгерского и захватил у Вукашина уделы и власть, а Людовик занял Мачву.
В 1376 году Лазарь добился от византийского патриарха освобождения от наложенного им на Сербию ещё при Стефане Душане проклятия и признания сербского патриархата.
Воспользовавшись смертью Людовика венгерского, Лазарь отвоевал Мачву с Белградом. Туркам Лазарь платил ежегодную дань, но мечтал избавиться от них, для чего заключил военный союз с Твртко Боснийским. Когда в 1389 султан Мурад I привёл на Косово поле войско, намного превосходившее войско Лазаря, судьба Сербии была решена.
По преданию, перед битвой Лазарь произнёс клятву, в которой призывал всех сербских правителей объединиться для борьбы с внешним врагом в лице турок, пригрозив тем, кто откажется защищать Сербию.
Память о Лазаре, погибшем в битве, до настоящего времени сохранилась в сербских народных песнях. Святой Лазарь был обезглавлен, и его мощи были перенесены в Раваницу.
9. Жанна д’Арк (1412-1429)
Жанна д’Арк - девушка, ставшая героиней Франции в возрасте 19 лет.
Она родилась в небольшой деревушке Домреми в 1412 году. В то время все еще шла кровопролитная столетняя война. Успехи Франции равнялись их же поражениям. Однажды, в возрасте 13 лет, Жанне якобы явился архангел Михаил и убедил ее в том, что именно она поможет Французским войскам одержать победу. В шестнадцать лет она надела мужскую одежду и отправилась к королю, а тот, удивившись ее настойчивости, доверил ей отряд воинов.
У Жанны не было опыта в ведении военных дел, но природная смекалка помогла ей одержать победу над войском под Орлеаном. Девушка со своим войском смогли победить еще в нескольких сражениях. Но попытка освободить Париж не увенчалась успехом, а Жанна получила ранение. Король принял довольно сложное решение и приказал своим воинам отступить. Девушка не послушалась и все-таки вошла в город с войском.
Жанна д’Арк становилась все популярнее среди простых жителей, но это очень не нравилось королю Карлу VII. В 1430 году ее предали соотечественники и она попала в плен к бургундцам. Она пыталась выбраться, но едва не погибла, когда решила сбежать через окно. Король мог выкупить девушку из плена, но не сделал этого. Тогда бургундцы продали ее англичанам. Последние пытались получить от нее признание о связи с дьяволом и ереси. Если бы им это удалось, то тогда они смогли бы иметь доказательства того, что Карл VII является правителем Франции незаконно. Но Жанна д’Арк была простолюдинкой и обвинить ее было очень трудно.
Ее пытали, издевались над ней и в конце концов выдвинули новое обвинение за ношение мужского платья. Затем англичане пошли на хитрость. Перед всем народом они пообещали, что если Жанна подпишет бумагу о том, что она виновна в последнем преступлении, то ее перестанут пытать и отправят в темницу с лучшими условиями. Вот только девушка не ходила в школу и не умела читать. По незнанию она подписалась под другим документом, где было сказано, что Жанна д'Арк отказывается от своих слов и признается в содеянных преступлениях. Затем ее снова отправили в тюрьму и отобрали женскую одежду. Жанна была вынуждена надеть мужское платье и тем самым совершила преступление еще раз. Девушку приговорили к сожжению на костре, что и случилось 30 мая 1431 года.
Спустя много лет король возобновил судебный процесс и после опроса множества свидетелей с Жанны были сняты все обвинения. А уже в 20 веке героиню Франции причислили к лику святых как Орлеанскую Деву.
10. Фёдор Фёдорович Ушаков (1745-1817)
Ушаков Федор Федорович (1745-1817) – величайший русский флотоводец, командующий Черноморским флотом и русско-турецкой армадой в Средиземном море. Вошел в историю как победоносный адмирал, не познавший ни единого поражения в морских баталиях. В биографии Ушакова Федора Федоровича было 43 сражения, но ни один из его подопечных не оказался в плену, и ни один из кораблей не был потерян в бою.
Военная слава пришла к Ушакову в 1790 году, когда контр-адмиралу было поручено руководство всем Черноморским флотом. Он начал свою блистательную компанию обходом восточного черноморского побережья, во время которого истребил 26 вражеских судов.
Командуя Черноморской флотилией, Федор Федорович победоносно завершил русско-турецкую войну, разгромив неприятеля в сражениях возле Керченского пролива, мыса Калиакрия и острова Тендра. Блестящие победы Ушакова принесли ему многочисленные почести, награды и произведение и вице-адмиралы.
В 1798 году император Павел I отдал Ушакову приказ- направить черноморскую флотилию к Ионическим островам, захваченным французами, и укрепить российскую власть на Средиземном море. Примечательно, что в этот раз союзником Ушакова стал его недавний противник – Османская империя.
Русскому флотоводцу удалось в кратчайшие сроки освободить средиземноморский архипелаг от присутствия французов. По окончании успешной экспедиции Федор Федорович был возведен в чин адмирала, а турецкий султан в знак уважения презентовал ему богатые дары.
Последним пристанищем великого русского полководца стала небольшая деревенька Алексеевка, где он доживал свои дни. Скончался Федор Федорович 2(14) октября 1817 года.