Уважаемые педагоги и библиотекари! Приглашаем вас и юных читателей стать участниками бесплатной Всероссийской благотворительной акции «Неделя детской книги», которая будет проходить с 23 по 31 марта 2023 г.
Зарегистрироваться на мероприятие, узнать подробности можно на сайте Союза детских и юношеских писателей: https://souzdetlit.ru/ndk2023/.
27 марта в 10:00 пройдет встреча «Креатив-бум для юных изобретателей и фантазёров» с детским писателем Надеждой Косолапкиной. В честь праздничной, «книжкиной» недели мы взяли интервью у автора.
Надежда, вы сертифицированный ТРИЗ-педагог. Что такое ТРИЗ и как ваша работа помогает вам писать детские книги, если помогает?
Классическая ТРИЗ – инженерная наука, призвана решать задачи науки и техники. ТРИЗ-педагогика – это педагогическое направление, основанное на инструментах ТРИЗ, адаптированных для детей. ТРИЗ для детей – это верхушка айсберга большой теории, но вместе с тем база для формирования сильного системного и продуктивного мышления, первая ступенька на пути к большим открытиям, изобретениям и успеху в жизни.
Мы готовим ребят к восприятию инструментов и понятий, настраиваем мышление на изобретательский лад, много времени посвящаем развитию творческого воображения, учимся использовать детский алгоритм для решения сказочных и житейских задач. Но эти 5-7 шагов детского алгоритма даются нелегко даже взрослым. В сети всё чаще мелькает, что ТРИЗ – это весело, с огоньком и доступно даже младенцам. Совсем не всегда так бывает. Но если ребенок поймал изобретательское удовольствие, сладость от думания – это уже навсегда.
Помогает ли ТРИЗ писать книги? Да. Мы как раз с детьми на проекте «Территория сказок» говорили, что писатель – это всегда изобретатель и новатор. Благодаря функционально-системному подходу в ТРИЗ каждый предмет способен стать волшебным ресурсом для героя, а решения подсказанные инструментами ТРИЗ всегда «вау какие сильные и простые» и в этом их сила и прелесть.
Что такое озадачки?
«Это когда идёшь-идёшь – раз и озадачился!» – определение, данное первоклассником. Очень мне оно нравится.
Вот пришла проблема. А вот мы из неё уже сделали озадачку и теперь кумекаем как быть дальше. Каждый день человек решает сотни озадачек иногда просто на ходу. Но бывают такие, где нужно новаторское решение. Чаще всего это изобретательская или исследовательская задачи, ситуация между людьми или сказочными героями, необычная головоломка или лабиринт. Для решения озадачки может потребоваться и фантазия, и логика, и даже специальные знания.
Расскажите, пожалуйста, самую смешную историю, которая произошла с вами на занятии.
Такая история произошла на открытом мероприятии. В конце учебного года мы в Школе новаторов проводим ярмарку, где дети показывают свои таланты, представляют работы. У нас даже есть собственная валюта - ТРИЗкойны. Поэтому дети готовятся очень основательно. Но однажды случился казус. Девочка не планировала ничего продавать, потому что готовила мастер-класс. Но приходит на ярмарку и видит стол со своим именем. Сначала расстроилась, а потом смотрю - встала за стол и уже что-то продаёт. За считанные секунды к ней выстроилась очередь. Оказалось, что юная изобретательница решила продавать советы! Вот это результат обучения: видеть и уметь использовать прежде всего СВОИ ресурсы, ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС.
Какую роль в вашем творчестве или продвижении играет СоюзДетЛит?
Я очень благодарна СоюзДетЛиту за предоставленные возможности. Хотя, ай-яй-яй, я даже не все их использую. За прошедший год благодаря проектам Союза несколько моих произведений напечатаны в журналах, постоянно проходят встречи с издательствами, где можно узнать о нюансах работы. А сколько потрясающих мероприятий! Масштабная НДК, видеопроект «Сказка на ночь — читает автор» и т.д. В Новогодние каникулы по рекомендации Союза я подготовила и провела программу для проекта «Узнай свою страну» для детей со всей России. А прямо сейчас миллионы детей принимают участие в образовательном проекте «Россия – территория сказок», где каждый желающий может обучаться сразу на 11 разных направлениях совершенно бесплатно.
Что такое талант?
Талант – это крошечный единорог, который крепко спит у каждого в душе. Но когда-то он зевнёт, перевернётся на другой бок и кольнёт золотым рогом. Тогда человек вскакивает среди ночи, видит в окне яркую звезду, хватает лопату (карандаш, молоток, свой вариант) и начинает радостно и интенсивно копать. Со временем радость уходит, а результаты не спешат, но остаются лопата, звезда и темнота. И тут важно не сдаться и копать даже если испортилась погода, и все кричат: «Иди домой!» Только тогда уставший от монотонности, а может из любопытства талант проснётся и понесёт тебя сам. Но вслед всё равно будут кричать: «Иди домой!»
Как вы относитесь к критике? Чем отличается конструктивная критика от вкусовщины? Как дети на ваших занятиях реагируют на критику?
От первой критики на свой текст я рыдала крокодилом, чем насмерть перепугала издателя. Я даже бросала писать. Со временем поняла, что критика лично ко мне не имеет никакого отношения, а текст от конструктивных замечаний становится только лучше. Вкусовщина – дело личное, субъективное. Что-то из разряда яблоко очень вкусное, но далеко не помидор.
Как таковой критики на занятиях у нас нет. Но есть конструктивная обратная связь, где дети делятся, что им понравилось в проектах друг друга, а что можно сделать лучше. Тот, кто получает советы, тоже говорит своё ответное слово. Он может сказать, что он возьмёт на заметку, а что нет. При таком подходе все равны и каждый понимает, что «какая подача – такая и отдача». Эта форма обратной связи по началу тяжело даётся маленьким чемпионам ведь это история про «выиграл-выиграл», а детям в этом возрасте куда важнее всех победить и стать лучшим.
В книжных уже можно найти книги с ароматизированными страничками. Как думаете, какой следующий этап? Страничку можно будет попробовать на вкус? Или картинки будут проявляться только со временем, например?
В нашем быстром мире многовыборья скорее всего книжный маркетинг будет продолжать идти по пути сегментирования. Как сейчас происходит движение по сериям. Что ищет читатель? Ведь каждый своё. Кому-то нужны метафоры и сложный язык, кому-то сюжет, кому-то юмор и т.д. Может совсем скоро мы будем держать книгу с закладками/подсветкой – лучшие цитаты, историческая достоверность, супершутка и т.д.
А может, произойдёт что-то совсем невероятное и книги станут частью нашей повседневной жизни. Попал под дождичек, а в голове уже роман. Зашел в подъезд – окунулся в рассказ. Этакие невидимые облака историй.
Спасибо, Надежда!
Ещё не записались на встречу? Сделать это можно по ссылке: https://forms.gle/fawVqE1gcGFMVThD9.
С нетерпением ждём вас!
#souzdetlit #союздетлит #неделя детской книги #встреча с писателем #детский писатель #литература для детей #книги для детей