Что -то искал по ЕГЭ и посыпалась реклама от разных сообществ о том, что они супер пупер. И вообще ключевые файлы по "питону" просто так раздают.
Так как в данный момент троих школьников подготовил к ЕГЭ по информатике в рамках штатного расписания, то думаю интересно глянуть, что же там интересного дают. Скачал файл. Посмотрел.
Даже и неудивительно было. Сами файлы выкладывать не буду, но там просто набор базовых операндов и команды по работе с циклами, условиями. И операции ввода вывода.
Как вы понимаете, цель таких сообществ просто затащить детей в к себе, а там уже прогревать и делать продажи. А иначе смысл вообще всего этого.
Вы можете сказать, чтобы помочь сдать экзамен. Но практика показывает, что банальный просмотр разборов не приводит ни к чему плодотворному.
Аналогия достаточно простая. Скажите научитесь вы рисовать пейзажи как Шишкин, если будете просто наблюдать как он это делает. То же самое и с ЕГЭ.
Как я уже говорил, в этом году готовил трёх школьников к ЕГЭ по информатике. Была еще и физика, но это уже другая история.
Результат меня немного расстроил, но мне сказали учителя школы, что сравнительно с прошлым годом и вообще по району он отличный. Итак, расскажу немного как это было.
Было три школьника. Два парня и девушка. Ученица в итоге и вытащила на средний балл. Так как она занималась серьезно самостоятельно и посещала все занятия. А самое главное не обманывала меня и себя.
А вот с парнями история намного интереснее. Моя ошибка в том, что я слишком сильно поверил в их сознательность и самостоятельность. Примерно в середине третьей четверти стало очевидно. что они обманывают меня и себя тоже. А промежуточные итоги списывали вместо выяснения слабых мест во время тестирования.
Основная проблема, которую они скрывали - это умение кодить. Да, набор базовых команд они знали и даже умели ими пользоваться. Но вот фактически применять и ими пользоваться абсолютно не умели. В то же время с Марией (имя изменено) мы регулярно решали нетривиальные задачи и пробовали их воплотить в коде. Даже если у неё не получалось или она просто не сделала, она прямо об этом говорила.
А вот у парней всё было отлично. "Домашку" они обязательно делали, но прислать код, почему-то все время не получалось на проверку. А когда присылали, то уж очень он был похож на код профессионала(у меня только лет через 5 практики такой код начал получаться).
К началу четвертой четверти стало известно от них, что они регулярно занимаются, просматривая и повторяя за обзорами, учатся решать задачи. Но как показал итог, многому они там не научились.
Вы можете спросить, а что же мы делали на уроках. Ну во первых шли по программе(она есть для 11 класса) и часть вопросов в ней рассматриваются. А самое главное учились находить решения математическим способом, где это возможно. Да, такой способ занимает немного больше времени, но он как запасной вариант в случае, если программирование не идет или для самопроверки. К тому же часто на практике, заставлял решать одну и ту же задачу разными способами. И сам показывал что вариантов решения всегда не один.
Сперва это казалось сложным и нереальным. Так как если уже решение есть, то зачем искать еще одно. Но в конце мая, из 27 заданий половина в среднем решались, не прибегая к программированию. Следующий этап по подготовке был - это уменьшение времени при решении типовых задач. По первым 10 задачам были разработаны методики, которые быстро и эффективно помогали решать простые задачи.
Основная проблема школьников - это быстрая утомляемость и 4-часовой марафон далеко не всем легко вынести. То есть к этому тоже надо готовиться. Поэтому один из основных факторов важных на экзамене - это время. Если рассмотреть, что сложных задач 10, 10 средних и 7 простых (чисто гипотетически). То даже просто погружение в простую задачу - это пара минут. Плюс решение и проверка. Получается одна простая задача занимает ресурс 4 минуты. Плюс минута на переключение. Итог на 7 простых задач уйдёт 34-40 минут, даже если вы решаете их автоматом.
Кстати. ни в одном разборе и ни у одного репетитора (я конечно смотрел не так много) так пояснений я не видел. А это основное из чего стоит исходить, приходя на такой экзамен.
Теперь берем задачи средней сложности и даже при должном уровне подготовки, одна задача будет решаться 10-15 минут. Пусть будет в нашем случае 10 минут. Получаем 100 минут на ещё 10 задач. Итого 17 задач решено. Получается что времени потрачено уже 2 с половиной часа. А еще нужно восстанавливаться. И в этот момент вас накрывает утомление. То есть 120-150 минут интенсивной работы мозга начнут сказываться.
Как вы понимаете, сложные задачи(если вы пробовали их решать вообще до этого) не стоит откладывать на потом. Но и сразу начинать с них не стоит.
А теперь к сложным задачам по 20 минут. Получается за оставшиеся 80 минут вы успеете решить всего 4 задачи. Конечно расчеты примерны. некоторые задачи решаются намного быстрее. Но все же вы забываете. что вам нужно погрузится в задачу, Потом нужно её оформить, проверить себя и немного восстановиться. А дальше следующая задача.
Вообще при подготовке мы это пробовали и фиксировали индивидуальные особенности. И вот тут была проблема, что парни уверенные в себе, сами знали что им делать. А Мария. продолжала заниматься и принимала к сведению наши наработки.
Ну а теперь подходим к итогу. Моя основная ошибка чрезмерное доверие там где его не должно быть и допуск людей до экзамена в тот момент когда надо было это пресекать. Точнее еще во второй четверти. Но вера в людей подвела немного. хотя все сдали.
В чем же была основная ошибка школьников, на мой взгляд. Они слишком увлеклись разборами и их жутко напрягало, когда оставлял их после окончания урока дописать ту или иную программу. Самое нехорошее это было списывание в момент пробных тестов. Они не думали как решить, а думали как списать. Пишу это для тех школьников, которые уверены что смогут написать настоящий ЕГЭ, при этом несерьезно относясь к пробникам.
Родителей также хочу некоторых обрадовать, что дети будут уверять вас что всё у них отлично. но при этом ситуация будет абсолютно противоположной. Поэтому думайте заранее как будете их проверять.
А теперь пора подвести небольшой итог. В целом результат получился положительный, и были выявлены ряд недоработок. Но отнестись к экзамену и вообще к подходу обучения стоит очень серьезно. С другой стороны, если ребенок не готов сознательно подходить к собственному образованию, может ему не стоит идти в ВУЗ? В физике средний балл был ваше чем в прошлый год и по району тоже выше среднего. Но проблемы были подобного рода. Хотя по физике получилось им вовремя включить мозги в нужном направлении.
Пишу эту статью для тех школьников и их родителей, которые сейчас идут в 11 класс. Начинать нужно готовиться уже с сентября. В январе будет поздно. В конце декабря стоит понимать, готовы вы идти или нет по выбранному направлению.
У меня всё, благодарю за прочтение. Делитесь вашим мнением и наблюдением в комментариях.