За последний год сотни мировых брендов покинули Россию в ответ на ее вторжение в Украину. Это вынудило россиян искать альтернативы для всего - от смартфонов до автомобилей.
В выигрыше оказались компании: Китайские конкуренты. Гигант по производству смартфонов Xiaomi и автопроизводитель Geely -одни из тех, чьи продажи резко выросли в последние месяцы, как показывают отраслевые данные.
Если раньше бестселлерами были iPhone и Samsung Galaxies, то теперь модели от Xiaomi и другого китайского производителя, Realme, возглавляют чарты продаж, по данным Counterpoint Research.
Китайские производители были популярны в России еще до войны, занимая около 40% рынка смартфонов в декабре 2021 года. Теперь же они практически полностью захватили власть, занимая 95% рынка год спустя, согласно данным Counterpoint.
Между тем, Samsung (SSNLF) и Apple (AAPL), которые обычно занимали первое и второе места соответственно, увидели, что их совокупная доля рынка упала с 53% до всего 3% за тот же период, поскольку они ушли из страны. Российские потребители перешли на китайские смартфоны после ухода мировых брендов
В декабре 2021 года Samsung и Apple совместно занимали 53% российского рынка смартфонов. Годом позже на них приходилось 3%, а подавляющее большинство оставшейся доли (около 95%) занимали китайские бренды
.
Похожая история происходит и на российских дорогах. По данным S&P Global Mobility, за последний год китайские автопроизводители Chery и Great Wall Motor вошли в десятку лучших марок легковых автомобилей, в то время как немецкие BMW и Mercedes (MBGAF) исчезли.
Россияне купили рекордное количество китайских автомобилей в прошлом году, согласно данным компании "Автостат". Продажи китайских новых автомобилей в стране выросли на 7% в 2022 году, до 121 800 автомобилей, даже на фоне обвала рынка, говорится в отчете, опубликованном в прошлом месяце.
Lada, отечественный бренд, который еще до войны был самым популярным автопроизводителем в России, также увидит рост своей доли рынка с примерно 22% до 28% в 2022 году, согласно данным S&P. (Renault продала свой контрольный пакет акций Lada в мае).
Китайские автопроизводители вошли в десятку самых продаваемых марок легковых автомобилей в России
Китайские автопроизводители Chery, Great Wall Motor и Geely стали популярными, в то время как продажи BMW, Volkswagen и Mercedes упали.
Эти предприятия остались практически последними.
Как и Renault, мировые автопроизводители ушли из России после ее вторжения в Украину, включая Hyundai и Kia, других крупных иностранных игроков.
"Это оставило огромную дыру на рынке", - говорит Ту Ле, основатель пекинской консалтинговой компании Sino Auto Insights. "И китайцы рады заполнить эту дыру".
Схватка за продукт
Xiaomi, Realme и Honor, бюджетный бренд, ранее принадлежавший китайскому технологическому гиганту Huawei, "быстро отреагировали, чтобы воспользоваться возможностью", - сказал Ян Стрыйяк, помощник директора Counterpoint Research. В третьем квартале 2022 года они увеличили поставки в Россию на 39%, 190% и 24% соответственно по сравнению с предыдущим кварталом.
Xiaomi стала главным бенефициаром, удвоив свою долю рынка в течение года. Пекинская компания стала главным продавцом смартфонов в России, во многом благодаря своей популярной линейке Redmi - доступной линейке устройств, известных высоким качеством камеры
Жертвуя сервисом
В ответ на отток корпораций Россия ввела обходные пути, чтобы сохранить некоторые товары на полках магазинов.
В прошлом году правительство разрешило так называемый "параллельный импорт" смартфонов, что позволило ввозить товары из соседних стран, например, из Казахстана.
Эта практика помогла крупным российским ритейлерам продолжать продавать телефоны Samsung и Apple после того, как прямые поставки были приостановлены, написал в своем блоге аналитик Counterpoint Research Харшит Растоги.
Автосалон Lada в Тольятти, также известном как Тольятти, 1 апреля 2022 г.
Renault продает икону советской эпохи Lada, уходя из России.
Но эти меры сопряжены с потенциальными проблемами. Пользователи, купившие эти телефоны, могут столкнуться с проблемами при загрузке мобильных приложений, заблокированных в России, а поиск услуг у официальных провайдеров "не гарантирован", отметил Растоги.
По словам Татьяны Христовой, заместителя директора по автомобильным исследованиям S&P Global Mobility, люди покупали автомобили, проданные в страну через параллельный импорт, даже зная, что у них не будет доступа к гарантиям.
"Люди готовы это сделать, потому что у них нет другого выбора", - говорит она.
Стремясь удержать премиальные бренды, некоторые россияне покупают Mercedes и Audis на отдыхе в Казахстане или Узбекистане в сценах, напоминающих распад Советского Союза в 1990-х годах.
"Если вы хотели иметь машину, а не "Жигули"... вы просто заказывали кого-то, кто ехал в Европу на автобусе, покупал для вас машину и привозил ее в Россию", - говорит Христова.
Тяжелые времена для потребителей
Хотя китайские бренды пожинают плоды западного эмбарго, российский рынок сокращается по мере спада экономики.
В прошлом году продажи смартфонов в России упали на 33% до 21 миллиона штук, по данным Counterpoint Research. Для сравнения, европейский рынок смартфонов сократился на 20%.
Еще хуже обстоят дела на российском авторынке, который в 2022 году сократился почти на 60% по сравнению с предыдущим годом, по данным Автостата.
Автомобили "Москвич", показанные в 1989 году.
России нужны автомобили, поэтому она перезапускает этот бренд советской эпохи
Христова сказала, что для многих российских потребителей решение о покупке крупных товаров "вероятно, сейчас отложено", особенно в связи с тем, что они готовятся к возможным будущим волнам военной мобилизации.
По мнению аналитиков, главный вопрос сейчас заключается в том, изменился ли рынок навсегда.
Если война в Украине закончится, Apple и Samsung, скорее всего, восстановят работу в стране - и быстро восстановят продажи смартфонов, говорит
Автомобили Lada на дилерском центре в Тольятти, также известном как Тольятти, Россия, в апреле 2022 года. Lada уже до войны была самой популярной маркой автомобилей в России, а в прошлом году ее доля на рынке выросла.
Автомобили Lada на дилерском центре в Тольятти, также известном как Тольятти, Россия, в апреле 2022 года. Lada была самой популярной маркой автомобилей в России еще до войны, а в прошлом году ее доля на рынке выросла.
Юрий Кадобнов/AFP/Getty Images
Что касается автомобилей, то здесь еще не все ясно, хотя некоторые фирмы уже дали понять, что заинтересованы в возвращении.
В своем решении уйти из России в прошлом году Renault оставила дверь открытой для возвращения, с опционом на выкуп своей доли в Lada до 2028 года, отметила Христова.
Даже тогда, после возвращения международных брендов, китайские игроки могут сохранить свои позиции, особенно учитывая то, сколько времени может потребоваться на восстановление цепочек поставок.
Многое, вероятно, будет зависеть от того, насколько затянется война.
"Если говорить немного жестко, то российские и китайские бренды - это своего рода подставки для настоящих игроков", - сказал Ле из Sino Auto Insights.