МЕНИНЫ
О, мой бедный Веласкес,
О, великий Веласкес,
Как она смотрит
Эта инфанта,
Как она смотрит на нас –
Эта девочка,
Эта Маргарита-Тереза,
Это дитя…
Какое серебристо-золотое у неё платье и атласные банты,
Какие удивительно подвижные и живые на нежном и детском лице глаза.
Сейчас вот, кажется, пробежит по её губам улыбка, –
Она папе и маме, наверное, что-то хочет сказать.
Папа её – король Испании, но это не так уж важно.
Важно то, что её окружают фрейлины –
Девушки, которым положено многое знать…
Разные правила дворцового этикета,
Как, к примеру, поднести на блюдце наследнице трона кувшинчик с водой.
Когда нужно присесть, куда посмотреть, и что на улице – лето,
И что нельзя Маргарите ни на минуту оставаться одной.
Справа карлица Мария Барбола показывает нам свою награду.
У ног её ко всему безразличный, усталый и пегий пёс.
Его дразнит, слегка поставив на него крохотную ногу,
Ещё один придворный карлик, уроженец Италии,
Скорее всего, забавы ради, а не всерьёз.
А на заднем плане дверь приоткрыл гофмаршал.
Свет так и струится из проёма этой двери.
За фрейлиной Изабеллой стоит Марсела де Уллоа – монашка.
Рядом, скрестив руки, сопровождающий инфанту и дам дворянин.
В зеркале на стене отражается королевская пара –
Филипп IV – король планеты, как его называли льстецы,
С супругой своей Марианной Австрийской, своей племянницей
Они – только пятна, на этой зеркальной поверхности…
Тссы…
А слева в углу у большого холста стоит художник.
Боже, как же он устал, какая в глазах тоска.
Голову наклонил слегка набок,
Словно этот пёс на переднем плане,
Что щурится от яркого света музея Прадо…
Смотрит как будто бы мимо нас, –
И на кой ему это рыцарство?
Эти кресты и бумажки,
Эта поездка во Францию,
Эта постоянная необходимость кому-нибудь да угождать?
Как ты свободен на самом деле от всего от этого, Веласкес.
Ты – другой, и это давно уже чувствует дворцовая знать…
Но эта девочка – сколько непосредственности в этом её невольном жесте,
Сколько ожидания и любопытства в этих больших глазах .
Любая другая просто стояла и улыбалась бы на её месте,
А она смотрит на нас словно заблудилась во времени, в зазеркалье, в пространстве, в иных мирах.
Потому что не Филиппа с Марианной Австрийской пишет Веласкес,
Нет, не отражающуюся королевскую пару династии Габсбургов
на зеркальной стене.
Это нас с тобой изображают расположенные на палитре краски
С помощью тонкой кисточки застывшей в его руке…
Это мы с тобой находимся внутри картины,
Внутри этого пространства студии-комнаты-мастерской.
Это про нас, стоящих напротив холста, написаны им – «Менины»,
С этой девочкой в центре комнаты, теперь уже вечно живой…
Это на нас она смотрит с таким неподдельным вниманием и интересом –
Кто мы такие, откуда, куда мы идём ?
Эта инфанта, девочка, золотое дитя, принцесса,
Из столетья семнадцатого – уже вне всяких времён…
12-13.06.2017
(из книги стихов "РАЗГОВОР С ЗЕРКАЛАМИ, ИЛИ РАССКАЗЫ О ХУДОЖНИКАХ...". 2017-2021)
О Диего Веласкесе...
2 минуты
59 прочтений
27 февраля 2023