Прогулка — это всегда хорошо. А прогулка в наш оперный театр стала для меня замечательной и незабываемой.
Что было доминантой Самары до 1935 года
Наши горожане ни в 70-е, ни в 80-е годы не жаловали хорошими отзывами работу нашего театра оперы и балета.
Когда в 1973 году я училась в школе в 9 или 10-м классе, нас возили туда на балет. И даже не помню на какой, настолько слабым было впечатление. Я только хорошо запомнила, как одна из балерин несколько раз ошиблась. Было её жалко.
И вообще, довольно расхожим было мнение людей о грехе советских властей, уничтоживших на этом месте Собор. Много людей просто уверены были в том, что надругательство над святыней удачи не принесёт.
Взорванный в 1935 году алтарь храма находился как раз на месте входа во Дворец. Свидетелей этого святотатства нет в живых. А предание живёт.
Моё повествование — не патетика. Строительство храма продолжалось 25 лет и закончилось в 1894 году. Оно совершалось трепетно и тщательно. Сооружено было 2 храмовых здания на яичных желтках. Высота колокольни 75 метров.
Всё было выполнено в оригинальном и величественном стиле, схожем с византийским.
Ушло на всё полтора миллиона тогдашних рублей. Космическая сумма. Собирала не только государственная казна. И жители— кто сколько мог. Кроме Шихобалова ещё и обыкновенные граждане старались. Кто-то и из своих домов ушёл — место освободить Храму и Соборной площади.
Каким предстаёт культурный центр Самары с 1940-х по 2020-е годы
В 1935 году Самара переименована в Куйбышев.
На самой большой площади в Европе теперь мы имеем мрачное могущественное здание, имеющее целью символизировать грандиозность и незыблемость советского строя. Советские власти будто соревновались с царями за идею несокрушимости.
Внутри здания в 1982 году было строго, богато, без лишней роскоши, скорее серовато. Я посещала тогда там читальный зал областной библиотеки, учась в институте. Театр оперы и балета меня тогда также не интересовал. Я лишь приезжала иногда в наш драматический, славившийся на весь Союз.
Теперь опять о театре оперы и балета. Сильные впечатления 23 февраля 2023 года я получила от нескольких моментов, связанных с дворцом и театром. По левую сторону дворца, в сквере, сооружён памятник Дмитрию Шостаковичу, исполнившему здесь, в Куйбышевском театре оперы и балета 5 марта 1942 года свою седьмую Ленинградскую симфонию. Это была её премьера.
Недалеко от входа в театр поставлено сооружение, представляющее круглые очки Шостаковича.
Разительные перемены я увидела во внутренней отделке здания. Каждая эпоха навевает свои мотивы. Нынешняя нарядная жизнь предлагает зрителям и посетителям новый роскошествующий стиль отделки с присутствием ярмарочных красок.
На настроение это влияет позитивно.
На спектакле
В театре идёт 92й сезон. Дочь возила меня на оперу Александра Бородина «Князь Игорь».
Всё входное фойе запружено сотрудниками. Полагаю, театр в состоянии им платить. Места наши на «4-й высоте», где билеты по 500 рублей. Но сцена видна. Я в бинокле не нуждаюсь. Нуждаюсь в хорошем либретто. Дочь организовала его в смартфоне. То, что нам продала сотрудница театра – пенсионерка — описание действия, состоящее из 20-30 общих фраз. Ну, ладно. Пусть зарабатывает. Заканчивается первое действие: народ во главе с князем решает противостоять приближающимся половцам. Пение артистов вызывает у меня слёзы. Дочь, замечая это, спрашивает: «Проняло, что-ли?»
С пускаемся по лестнице в туалет. Потом она говорит мне, чтобы я спустилась одна, а она отойдёт спокойно покурит, потому что я её перебиваю без конца.
В туалете я теряюсь, не умея выдавить из модернового краника мыло. Шиплю: «Проклятье!» При выходе из туалета за спиной слышу: — Мам!?
Реагирую не сразу. Спрашиваю, как это она уже оказалась тут. Мне в ответ: — Это какое такое проклятье? В плохое место что-ли я тебя привезла? Я отвечаю: — Да это я на себя злюсь, что не умею ничего.
Когда поднимаемся на свои места, из буфета доносятся запахи хорошей еды и прекрасно приготовленного кофе.
Во втором и третьем действии мой слух услаждает половецкая пляска и знаменитая песня невольниц, растиражированная по всему миру.
Певицу, исполняющую арии Ярославны, я критикую. Иногда дочь даже делает мне замечания. Но во мне всё равно сидит ассоциация: «И запищит она, бог мой! — «Приди в чертог ко мне святой!»
Певица, исполняющая партию Кончаковны (дочери хана Кончака) поёт, на мой взгляд, мастерски. У артиста, исполняющего роль крещёного половца, помогающего Игорю бежать, уникальный голос. Публика в зале охотно ему аплодирует.
Чётко делает свою партию артист, поющий развратника и пьяницу князя Галицкого. Каждое слово понятно любому зрителю, сидящему в любом месте зала.
В финале меня опять «пробирает» пение торжествующего народа, встречающего освобождённого Игоря.
Артисты выходят на поклон, публика рукоплещет, слышны возгласы «Браво!»
Когда уезжаем, немного мёрзнем — от Волги холоднее, чем у нас.
Меня радует, что станцию метро строят прямо за театром. Пока идут только земляные работы.