Найти в Дзене

Кино на вечер: два, проверенных временем триллера от выдающихся режиссёров, которые я пересматриваю с удовольствием

Оглавление

Не хочется писать что-то в стиле "раньше трава была зеленее", а вот сейчас хорошее кино снимать разучились. Это не так, но у фильмов конца 90-х - начала 2000-х годов (особенно триллеров) есть своё особенное очарование и глубина, поэтому их хочется пересматривать несколько раз.

На игру актёров того времени можно смотреть почти, как на огонь и воду, бесконечно. Из современного кино я почему-то редко хочу увидеть что-то повторно, а картины "Что скрывает ложь" и "Бессонница" смотрела уже несколько раз. Проходит пара лет и я снова с удовольствием включаю их несмотря на то, что прекрасно знаю, чем всё закончится.

"Что скрывает ложь" (реж. Роберт Земекис, 2000 г.)

Идеальный брак, идеальный дом, но в один момент всё рушится и превращается в настоящий кошмар.

Постер к фильму "Что скрывает ложь"
Постер к фильму "Что скрывает ложь"

Роберт Земекис, подаривший нам трилогию "Назад в будущее", "Изгоя" и "Фореста Гампа", неожиданно для многих берётся за более низкий жанр, каким обычно считается триллер, тем более с элементами мистики и хоррора. Отзывы этот опыт режиссёра получил достаточно разные, но в моей личной коллекции "Что скрывает ложь" занимает одно из главных мест.

Интригующий актёрский дуэт Мишель Пфайффер и Харрисон Форд - наблюдать за ними одно удовольствие. Они действительно выглядят, как идеально подходящие друг другу супруги и тем больше, мне нравится перевоплощение Форда по ходу развития сюжета.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Учёный, преподаватель Норман Спенсер (Форд) живёт в красивом доме вместе с женой Клэр (Пфайффер). И сначала "Что скрывает ложь" прикидывается классическим детективом, а повествование двигается весьма размеренно. Но внезапно, Клэр является призрак девушки, которая пытается рассказать о том, что с ней произошло. С этого момента с фильма будто слетает детективная обёртка и нашему вниманию предстаёт "начинка", от которой уже невозможно оторваться.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Роберт Земекис, как мы знаем, признанный мастер своего дела, а над этой картиной он работал в дуэте с оператором Доном Бёрджессом, вместе с которым они создали немало хороших картин - того же "Изгоя" и, отмеченного "Оскаром", "Фореста Гампа".

В "Что скрывает ложь" им удалось при помощи продуманных технических решений, ну и таланта, умноженного на два, конечно же, полностью погрузить зрителя в происходящее, заставить его буквально находиться рядом с героиней Мишель Пфайффер - в ванне, из которой Клэр не может выбраться или на ночной пристани вместе с ней вглядываться в толщу воды, в которой, кажется, что-то есть.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

К слову, для съёмок было создано пять различных декораций ванной и туалетной комнаты, а некоторые сцены снимали через стеклянный пол. Фильм сделан очень изобретательно и порадует необычными и неожиданными ракурсами.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Прекрасный в своей тревожности и проникновенности саундтрек Алана Сильвестри дополняет действие и создаёт невероятный саспенс.

В этом кино есть, как мне кажется, и феминистский подтекст - мужчина может быть сильнее женщины физически, но духом она всё равно оказывается сильнее, ведь даже с того света может добиться отмщения и наказания для убийцы.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Некоторые упрекают фильм в клишированности и в том, что несколько сцен откровенно напоминают "Психо" и "Окно во двор" классика Альфреда Хичкока, но я считаю, что это всего лишь оммаж Роберта Земекиса гениальному режиссёру, который совершенно не портит фильм. Так что очень советую его к просмотру. И пересмотру!

"Бессонница" (реж. Кристофер Нолан, 2002 г.)

Детективный триллер от Кристофера Нолана - уже звучит хорошо. А, если я скажу, что в главных ролях - Аль Пачино и Робин Уильямс? Причем последний в очень непривычном для себя амплуа. Это уже тянет на шедевр.

Постер к фильму "Бессонница"
Постер к фильму "Бессонница"

В поселке Найтмьют в штате Аляска обнаружено тело убитой девушки. Улик никаких - тело тщательно вымыто, ногти подстрижены. Для расследования этого дела из полиции Лос-Анджелеса прилетают детектив Уилл Дормер (Аль Пачино), своего рода легенда в профессиональных кругах, и его напарник. Но при этом, к обоим есть вопросы у отдела внутренних расследований. Внезапно напарник Дормера погибает во время одного из дежурств в непроглядном тумане, при довольно странных обстоятельствах.

А расследование продолжается, в помощники Дормеру назначают молодую девушку-детектива Элли Бур, роль которой исполняет Хилари Суэнк. У них появляется подозреваемый - местный писатель Уолтер Финч (Робин Уильямс), ведущий уединенный образ жизни.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

У Аль Пачино получилось создать образ заносчивого, но при этом профессионального полицейского, у которого есть и свои тёмные стороны. Уильямс тоже отлично справился с непривычной ролью антагониста. Психологическое и интеллектуальное противостояние между ним и Аль Пачино ощущается практически физически.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Расследование дела осложняется тем, что детектив совсем не спит: на Аляске летом практически не темнеет, да и внутренние демоны Дормера тоже бодрствуют. Ему становится всё тяжелее отличать реальность от галлюцинаций.

-12

Суровая и пустынная красота Аляски, дезориентированный от бессонницы детектив, который всё больше запутывается не столько в деле, сколько в себе - Нолану удалось и зрителя погрузить в какой-то морок, сквозь который по ходу действия проступает серьёзная драматическая составляющая фильма. Постановщик исследует человеческую природу и его чувства: гнев, страх, жажду власти. Но, по мере того, как герои раскрываются и становятся сложнее - границы чёрного и белого, добра и зла начинают размываться. Кто здесь главный злодей? За любым преступлением должно последовать наказание или можно сделать исключение?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

«Бессонница» Нолана - ремейк норвежского фильма 1997 года, но окончательный вариант сценария написал сам режиссёр. Интересно, что у исполнивших роли главных героев актёров были совершенно противоположные подходы к актёрскому мастерству. Аль Пачино настаивал на тщательной подготовке и рассчитывал на множество дублей каждой сцены, Робин Уильямс предпочитал импровизации, а Хилари Суэнк не может сохранять сосредоточенность и находиться в образе несколько дублей подряд. Кристофер Нолан дал время и возможность актёрам "притереться" друг к другу и самим решать, как работать.

Режиссёр Кристофер Нолан и Робин Уильямс на съёмках "Бессонницы"
Режиссёр Кристофер Нолан и Робин Уильямс на съёмках "Бессонницы"

"Бессонница" - это тягучий, вязкий триллер с серьёзной психологической и драматической составляющими. Кино для вдумчивого просмотра, а не для развлечения, но и удовольствие он точно доставит.

Я очень рекомендую вам посмотреть этот фильм Нолана, если вы его еще не видели! А я пойду пересматривать "Бессонницу" ещё раз, чтобы вновь ощутить эту обволакивающую и странную, одновременно пугающую и увлекательную атмосферу, которую удалось создать актёрам и съёмочной группе.

Друзья, подписывайтесь на мой канал, а я обещаю радовать вас статьями про интересное кино и хорошие книги:*

Вам могут быть интересны другие мои статьи: