Найти тему
Кинопроба

Мозг как самая сексуальная часть тела: почему «Умная Маша» — это хорошая романтическая комедия

24 ноября в России состоялась премьера романтической комедии «Умная Маша». Режиссером картины выступил Андрей Никифоров, а в главных ролях снялись Ольга Рыжкова, Анастасия Самбурская и Ростислав Хаит. Рассказываем, почему эта романтическая комедия придется по вкусу всем – в том числе, взыскательным интеллектуалам.

Жанр романтической комедии, кажется, уже давно изжил себя. Может быть, именно поэтому в последнее время картин в этом жанре становится все меньше. Однако молодому режиссеру Андрею Никифорову удалось привнести нечто новое и, возможно, возродить этот жанр. Секретный ингредиент оказался прост — это интеллект и знания. Оказывается, именно попытка обратиться к логике, знанию и искусству может сделать простую романтическую историю захватывающей и мудрой.

Сюжет фильма прост и даже фантастичен. Главная героиня Маша (Ольга Рыжкова) — очень красивая, но крайне недалекая девушка. Кажется, что она вообще не училась в школе: «Дама с собачкой» Чехова для нее ничем не отличается от «Горя от ума» Грибоедова. Ее жених — выходец из интеллигентной, аристократичной семьи этаких дворян, основным капиталом которых является багаж знаний и цитат из классиков. Пара едет в загородный дом — знакомиться с этой деспотичной семейкой жениха. Но все изначально идет не так.

Родители жениха в исполнении Марии Шукшиной и Алексея Кортнева и вовсе напоминают каких-то роботов. В невесте своего сына они ценят не человеческие качества, а способность перечислить фамилии художников, оценить работы Питера Брейгеля и процитировать античных философов. Конечно, визажист Маша экзамен проваливает. Ну не знает она, что Петров-Водкин — это один художник, да и с цитатами у нее туго, что, согласитесь, простительно для талантливой визажистки.

Кадр из фильма «Умная Маша»
Кадр из фильма «Умная Маша»

Недалекой Маше приходится расстаться с аристократичным женихом. Но что делать дальше? Учиться и постигать знания своим трудом — слишком долго и трудно. На помощь приходит друг-программист, который вживляет Маше чип, наделяющий ее буквально всеми знаниями из Большой советской энциклопедии — с акцентом на искусство и, в частности, на творчество Питера Брейгеля.

Дальше обойдемся без спойлеров. Маше удается вновь покорить своего бывшего, однако в конце концов она понимает — не огромный объем знаний делают человека человеком, а способность к сопереживанию, к поддержке, чувствам и пониманию других. В частности, по замыслу режиссера, именно для этого и существует искусство — и даже пресловутый Питер Брейгель, на которого режиссер сделал особый акцент, помогает этим бесчувственным и чопорным аристократам хоть немного почувствовать себя людьми.

О реальной (а не надуманной) романтической линии в фильме тоже не забыли. Тут и любовь, и искренние поцелуи, и помощь, и поддержка. Создатели фильма показывают, что настоящая любовь может быть совсем рядом. Более того, чтобы тебя полюбили по-настоящему, не нужно обладать невероятным объемом знаний или эффектной внешностью. Достаточно быть честным — быть собой.

Главное высказывание фильма намного глубже, чем обычно может себе позволить романтическая комедия. Это фильм о роли искусства, об отношении человека к себе и о пути, который приходится пройти для того, чтобы найти и принять самого себя.