Найти тему
МИР (Море История Россия)

Немного о немецких авиационных минах на Черном море.

Немецкий прорыватель минных заграждений Sperbrecher 191 (бывший Motor-1), водоизмещением 986 тонн, несмотря на то, что он был построен в далеком 1910 году (Дрезден Шипярд Юбигау, Дрезден, Германия), поступил в состав Кригсмарине 7 августа 1941 года, после переоборудования в Линце (Австрия). Два дизеля "Болиндер" обеспечивали ему ход в 10 узлов. Экипаж 40 человек. И, вот, 1 июля 1942 года следуя заданным курсом в районе Очакова, в точке с координатами Ш-46°34,6С Д-31°35В, внезапно, корабль взлетел на воздух. Почему?

И, тут, Кригсмарине "внезапно" вспомнило, что мины ставили не только их корабли. До этого, в Геническе хорваты тоже потеряли корабли, но то хорваты, а, тут...

Затонувшее судно Sperrbrecher-191 находится к западу от о. Березань. Он разломан пополам от взрыва донной мины. В клюзе на штатном месте находятся два якоря Холла, весом около 200 кг. Носовая часть длиной 10 м перевернута вверх килем с креном на левый борт. Под углом 100° лежит закруглённая корма длиной 9 м, с креном на правый борт; на ней расположена немецкая пушка Flak 29 (числится 75-мм). Форштевень с небольшим уклоном, на некотором расстоянии от орудия находится лебёдка. Рядом с ним лежит еще одно судно с точно такими же повреждениями (возможно, наше).

И, вот, после этого случая Кригсмарине срочно запросили у "Люфтов" информацию, где же те ставили мины. И, кое-что "люфты" дали. Напомню, что, война в Севастополе началась именно с того, что немцы начали минирование бухты с самолетов.

Маленькая странность. В той папке, где лежат схемы авиационного минирования поротов должен был лежать и Севастополь, но... перечень есть, а схему кто-то изъял. Забегая наперед, скажу, что схему (хоть и не в особо хорошем качестве) удалось найти случайно, в другой папке (но, почему-то мне эту схему не рекомендовали выкладывать). Ну, нет, так нет. Схемки и без того ... любопытные. Итак:

Очаков

Минирование выхода из Днепро-Бугского лимана началось спустя всего сутки после Севастополя. Первый налет: сброшено 9 мин LMB, указано (blau) "голубой". Зачем?

Мина LMB  разрабатывалась  фирмой Dr.Hell SVK  в  1928-1934 годах и была принята на вооружение  Люфтваффе в 1938 году. Существовала в четырех основных моделях-  LMB  I, LMB II, LMB III и LMB IV. Мины LMB I, LMB II, LMB III  внешне между собой были  практически неразличимы и очень похожи на мину  LMA (которой у нас на Черном море, вроде бы как не было), отличаясь от нее большей длиной ( 298 см. против  208см.) и весом заряда (690 кг. против 386 кг). Но...

Вот она "живьем". Знакомый водитель вез ее в кузове МАЗа -шестерки (самосвала), и по незнанию выгружал опрокидыванием кузова, считая, что это просто алюминиевый буй.
Вот она "живьем". Знакомый водитель вез ее в кузове МАЗа -шестерки (самосвала), и по незнанию выгружал опрокидыванием кузова, считая, что это просто алюминиевый буй.
-3

В мину LMB могли устанавливаться  следующие  взрывные устройства:
* магнитное  М1 (оно же E-Bik, SE-Bik);
* акустическое А1;
* акустическое А1st;
* магнитно-акустическое  МА1;
* магнитно-акустическое  МА1a;
* магнитно-акустическое МА2;
* акустическое с низкотональным контуром АТ2;
* магнитно-гидродинамическое  DM1;

Но, это на 1942 год. В 1941-м были только три вида "красный" (акустический), "голубой" (магнитный) и "желтый" магнито-гидродинамические.

-4

Если верить пояснениям к аналогичным схемам (но другого района), то blau, это магнитные мины. Странно, что количество мин нечетное. Обычно He-111 нес 2 мины, но в тот же день сбрасывают 4 акустических мины и пять магнито-гидродинамических (я не гарантирую что мины именно этого типа, т.к. пользуюсь легендой к другой схеме). Итого 18 мин (четное количество).

Суммарно, этот район засыпали 50-ю минами (но одна мина была потеряна, а, еще две сброшены в море (неизвестно где), ибо помешали истребители с Очаковского аэродрома.

Смотрим дальше?