2022 год показал, что нет ничего важнее человека, заявил мэр Казани , открывая сессию Казанской городской Думы. Жизнь города и республики - это не цифры, а люди. Результаты работы нельзя измерить только километрами и миллионами, а динамику развития - сухими процентами.
- Наша работа строится на заботе о казанских семьях, - подчеркнул Метшин прежде, чем приступить к докладу.
С началом специальной военной операции, по словам Метшина, у города наряду с решением задач развития Казани появилось новое серьезное направление работы - помощь бойцам и жителям освобожденных территорий. Объединив усилия предприятий, бизнеса и всех неравнодушных жителей под эгидой фонда «Добрая Казань», организован сбор и отправка гуманитарной помощи. Откликнулись свыше 350 предприятий и тысячи простых казанцев. Собрано 725 тонн продукции, в Лисичанск отправлено 38 фур. Метшин напомнил, что на днях из Казани выехала очередная колонна гуманитарного груза.
- Как сказал президент России Владимир Путин, сегодня линия фронта проходит через сердца миллионов наших людей. Объединив усилия предприятий, бизнеса, всех неравнодушных горожан, мы организовали сбор и отправку гуманитарной помощи. Мы знаем, что многие предприятия и люди отправляли помощь через другие каналы, сами возили продукты и вещи в опасные зоны. Спасибо им всем за эти добрые дела - и бабушкам, вязавшим носки, и сварщику, сделавшему буржуйки, и бизнесменам, отправлявшим массу вещей и продуктов, - сказал градоначальник.
Ильсур Метшин напомнил, что во время послания Федеральному собранию Путин объявил о создании государственного фонда для адресной, прозрачной помощи семьям бойцов СВО. Мэр добавил, что в Казани еще с осени прошлого года стартовала активная работа с семьями мобилизованных горожан. Сегодня мерами поддержки охвачен 2 571 ребенок. Из них 1,5 тысячи получают двухразовое бесплатное питание в школах, 900 - бесплатно посещают детские сады. Кроме того, по карте «Батыр» бесплатное посещение учреждений культуры и спорта предоставлено 25 тысячами билетов. Транспортные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте получили 1,7 тысячи детей. По ним было совершено свыше 66 тысяч поездок.
- Связались с каждой семьей военнослужащего для выяснения актуальных потребностей, приняли целый блок решений для поддержки детей участников СВО. Своевременно открытый в прошлом году коворкинг «Доброй Казани» объединил под одной крышей представителей более ста благотворительных сообществ и стал неформальным городским центром по оказанию помощи мобилизованным и их семьям. Реальная забота о бойцах и их семьях должна осуществляться по приоритетному, а не по остаточному принципу. Не стоит воспринимать это как дополнительную нагрузку. Это долг города перед теми, кто сегодня стоит на защите нашей страны. Каждый из нас должен осознать трудности, связанные с СВО. Это не повод хуже работать, а наоборот - повод, чтобы работать больше и лучше, - заявил Ильсур Метшин.
В свою очередь раис Татарстана заметил, что создание государственного фонда помощи семьям погибших бойцов и ветеранам специальной военной операции в Украине не снимает ответственности с региональных и муниципальных властей за эти направления работы.
- Мы здесь должны быть так же активно вовлечены во все эти вопросы. Уделять самое пристальное внимание вопросам военнослужащих, - заявил глава республики.
Он также добавил, что команда мэрии, депутатский корпус, множество неравнодушных горожан активно поддерживают участников спецоперации и их семьи, а также жителей присоединенных регионов.
От помощи бойцам и жителям освобожденных территорий Ильсур Метшин перешел к проблемам Казани. Важнейшей составляющей любого города является общественный транспорт. Еще в 2006 году, предвосхитив федерального законодателя на десять лет, в Казани была запущена программа по обновлению транспорта. С тех пор столица республики занимала лидирующие позиции в рейтингах общественного транспорта.
В прошлом году общественный транспорт Казани перевез 221 миллион пассажиров, что на 7% больше по сравнению с 2021 годом, но на 15% ниже уровня 2019 года. Ежедневно общественным транспортом пользуются 650 тысяч человек. Это практически каждый второй житель города.
В то же время уровень автомобилизации в городе увеличился на 12%. Причина этому - отставание в обновлении подвижного состава, износ инфраструктуры и устаревшая транспортная схема, которые привели к падению спроса на услуги общественного транспорта. Сегодня в столице республики 262 (36 процентов от всего автопарка) автобуса полностью выработали свой ресурс и подлежат замене. Заменить их должны были еще в прошлом году, однако из-за отсутствия необходимого финансирования у города не получилось этого сделать.
Более подробно о состоянии инфраструктуры электротранспорта Казани рассказал генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» . Он заявил, что в прошлом году была оптимизирована трамвайная маршрутная сеть – появились три новых маршрута, два из которых №3 и №7. Были заменены 19 км контактного провода, восстановлена одна тяговая подстанция. Однако все еще требуется капитально отремонтировать 125 км контактной сети, 35 км кабельных линий, провести реконструкцию четырех тяговых подстанций. Общая стоимость работ оценивается в 850 млн рублей. Более 3,5 млрд рублей потребуется на замену 70 из 132 км трамвайных путей.
Гендиректор МУП «Метроэлектротранс» обратился к Минниханову с просьбой оказать содействие в решении вопроса по капремонту транспортной инфраструктуры и обновлению автобусного парка.
- Достаточно серьезные вопросы по общественному транспорту. Количество жалоб растет, горожане недовольны нехваткой подвижного состава, особенно на пригородных маршрутах, переполненностью транспорта в часы пик. Есть еще вопросы, касающиеся некорректного поведения водителей и кондукторов, - сказал глава республики. - Вопросы, которые озвучил наш коллега, они системные, когда нужны серьезные инвестиции, но и по организации дорожного движения есть моменты, на которые мы должны обратить внимание.
Обновить в Казани требуется не только автобусы и трамвайные пути, но и городские сети водоснабжения. В столице республики с каждым годом ухудшается ситуация с городскими инженерными сетями. Только за последние два года произошло более 2,5 тысячи аварий.
- Никто не забыл провал на пешеходном переходе у театра имени Камала, - напомнил Метшин. - Учитывая сложные рельефы и геологию нашего города, понимаем, что ситуация с каждым годом становится только хуже.
Сегодня износ сетей Казани превышает 70%. При этом большая часть трубопроводов отслужила нормативный срок 10 и более лет назад. По словам главы города, МУП «Водоканал», которое обслуживает 3,5 тысячи км сетей, 200 насосных станций и водозаборов, за прошлый год выполнило работ на 1,4 млрд рублей, реализует проекты реконструкции очистных сооружений и рекультивации иловых полей. Однако этого оказалось недостаточно.
- Стране необходима государственная программа по капитальному ремонту инженерных сетей на примере программы капитального ремонта жилья, - заявил градоначальник.
Мэр рассказал, что город услышали - 21 февраля президент России объявил о старте 10-летней программы по строительству и ремонту систем ЖКХ с бюджетом 4,5 трлн рублей. Метшин выразил надежду на то, что программа сможет помочь Казани с ее вопросом.
В свою очередь Рустам Минниханов, комментируя проблему, заявил, что МУП «Водоканал» в прошлом году не смогло полностью выполнить инвестиционную программу. Он поручил руководителю столицы проконтролировать этот вопрос.
- Понятно, что, наверное, есть какие-то причины, но, тем не менее, эти вопросы должны быть на вашем контроле, - обратился к градоначальнику Минниханов.
Лидер республики поручил властям города подготовить все заявки для участия в программе.
- Только за счет тарифов и инвестиций эти вопросы решить невозможно. Они очень капиталоемкие, - заметил Минниханов.
Также Метшин рассказал о реализации федеральной программы капремонта многоквартирных домов. С 2008 года свои жилищные условия улучшили свыше 600 тысяч горожан. В городе обновили 3 600 домов, из них 158 в прошлом году. Стоимость работ составила 2,4 млрд руб. В этом году в Казани планируется отремонтировать 181 дом так же на сумму 2,4 млрд руб. За счет экономии прошлых лет в программу дополнительно включен еще 31 дом.
Традиционно еще одной проблемой Казани стал снег. Жители города многократно жаловались на уборку от снега и наледи, а также дорог города. По словам мэра, критика вполне справедлива.
Одной из главных причин отсутствия должной уборки градоначальник выделил кадровую нехватку среди дворников и дорожных рабочих. Сегодня в Казани не хватает порядка 500 дворников и 476 дорожных рабочих. На содержание десяти улиц приходится 1 человек. Недокомплект водителей составляет 26%.
- С наступлением зимнего сезона, с увеличением объемов работы и ухудшением погодных условий количество работников, которое имеется в штате управляющих организаций, как правило, сокращается в среднем на 10%, - заметил докладчик.
По словам Метшина, сегодня сложно конкурировать на рынке труда из-за того, что средняя заработная плата водителей на городских предприятиях составляет 51 тысячу рублей, а за аналогичную вакансию в коммерческом секторе предлагают свыше 100 тысяч рублей. В связи с этим штат сотрудников не набирается.
Ильсур Метшин видит выход из сложившейся ситуации в минимизации ручного труда и механизации уборки тротуаров.
- Наша первоочередная потребность для обеспечения надлежащего содержания тротуаров составляет 105 единиц техники. Чуда не будет, мы не найдем 500 дворников в Казани, поэтому завтрашний день – механизация ручного труда. Нам необходимо находить технику, выстраивать коммуникацию с партнерами с тем, чтобы заменить ручной труд, где это максимально возможно, - уверен глава города.
Существует также и потребность увеличения тарифа на содержание тротуаров для привлечения водителей на технику и дорожных рабочих. Метшин обратился к правительству республики за содействием в решении этого вопроса.
Трудности в прошлом году возникли и с вывозом мусора. Трехлетний опыт города с обращением отходов выявил слабые места.
- После изменения федерального законодательства мы, город-лидер в части обращения с отходами, начали наблюдать заваленные мусором контейнерные площадки, отсутствие системы сортировки, переполненные полигоны, кратно выросло количество незаконных свалок, к сожалению, даже в пяти минутах езды от Казанского Кремля, - обозначил проблему мэр столицы Татарстана.
Региональный оператор, по мнению Метшина, не принял на себя должной ответственности за вывоз мусора, поставив во главу угла свой коммерческий интерес. Власти города находятся в диалоге с компанией, однако они не видят активности УК «ПЖКХ» и собственника регоператора «РТ-Инвест» в развитии инфраструктуры утилизации отходов.
- Результат - рост числа жалоб горожан, захламленные дворы. Мы в постоянном диалоге с региональными операторами. Встречались с руководством компании-оператора, был жесткий разговор, получено обещание навести порядок, - сказал Метшин и попросил руководителя УК «ПЖКХ» подняться с места.
Мэр дал указание Комитету ЖКХ взять эти вопросы на строгий контроль.
- По закону эти полномочия не наши, но люди наши. Они справедливо обращаются в районные администрации и мэрию города, - заявил докладчик. - Сегодня сделано многое, еще больше предстоит сделать. Несмотря на трудности времени, мы не забываем свою цель - сделать Казань комфортным, безопасным городом. Мы живем в непростое время, когда стремительно меняется многое - от технологий до уклада жизни. Мы сильны традициями, поэтому я искренне уверен, что мы сохраним базовые ценности, наполним их новыми смыслами и приоритетами. Давайте вместе помнить добрые дела и сами станем в два раза добрее. Пусть трудности только сплачивают нас, делают сильнее и мудрее, - резюмировал Ильсур Метшин.