Дефицит…без дефицита Дело в том, что в стране образовался дефицит фиброузной оболочки для выпуска колбасных изделий. Его мясопереработчики прогнозировали еще в прошлом году. Российские предприятия зависимы от импорта этого компонента — оболочки в страну поставляли семь европейских заводов. Но с 10 июля 2022 года Евросоюз ввел запрет на их поставки в Россию. Альтернатива нашлась в Китае. Сырье привозят оттуда по предоплате или по параллельному импорту. Срок же доставки доходит до десяти месяцев. «Производители вынуждены запасаться этим товаром почти на год вперед, — поясняют в Союзе мясопереработчиков, — из‑за чего их затраты выросли на 25 – 70 %». Понятно, что они будут заложены в конечную продукцию. #INJECT_1# У колбасно-сосисочной «одежки» очень длинная и в какой‑то степени даже увлекательная история. Самая первая оболочка — натуральная кишечная — появилась много столетий назад, одновременно с «изобретением» колбасы. И вплоть до 1930‑х годов не имела замены. Для ее производства использовались практически все виды кишечного сырья крупного рогатого скота, свиней, баранов, реже — конского. Вместо анатомических названий в колбасном производстве приняты специальные термины: проходник, круг, синюга, черева, гузенка, кудрявка, глухарка. Считается, что колбаса в натуральной оболочке — самая «правильная» и самая вкусная. Но процесс обработки кишок очень трудоемок. Они требуют специальных условий хранения и температурного режима. Конечно, современные технологии позволяют эти сложности преодолеть, но все равно удельный вес колбас/сосисок/сарделек в натуральной «одежке» не так высок. Ведь «натуральность», обеспечивая продукту место среди товаров премиум-класса, оборачивается его высокой стоимостью и… ограниченным спросом. Замену кишечной оболочке искали долго, но нашли: белкозин. Его изготавливают из коллагеновых волокон шкур и соединительных тканей крупного рогатого скота. Одновременно появилась синтетическая оболочка — целлюлозная. И ее отдельный вид — оболочка фиброузная. Ее еще называют вискозно-армированная: вискозные частицы армированы бумагой на основе хлопка. Оболочка очень тонкая и в то же время очень прочная, ее структура дает возможность применять ее для любых колбасных изделий. Фиброузные оболочки в России не производят. Но это вовсе не значит, что отечественная колбаса останется «в неглиже». В Минпромторге утверждают, что мощности по изготовлению оболочки из полимерных материалов у отечественных производителей значительно превышают потребности российских производителей колбасных изделий. Метаморфозы огуречного ценника Огурцы стали дороже мяса. А также хлеба, молока и… водки. Дороже практически всех продуктов первой необходимости и почти всех — не первой необходимости. Такого взлета цен на овощ, главная составляющая которого — вода, не припомнит никто. По данным Росстата, с начала года огурцы подорожали на 58 %. Взлет назвали аномальным. «Аномальности» этой нашлись, конечно, объяснения. Прежде всего эксперты рынка припомнили, что зимой тепличные овощи дорожали всегда. В нынешнем же сезоне значительным оказался рост себестоимости тепличного производства по причине выросшей цены на энергоресурсы. Затраты на свет и тепло увеличились почти на 9 – 10 %. А в себестоимости зимних огурцов, при выращивании которых используется технология досвечивания, доля таких затрат доходит до 50 %. На общую ситуацию повлияли и задержки со сбором огуречного урожая в теплицах южного региона. Там из‑за погоды сдвинулись сроки плодоношения, и первые партии южных тепличных огурцов, которые прежде сбивали цену, стали поступать в торговлю позже намеченных сроков. По большому же счету докопаться до корней этого стихийного ценообразования трудно даже самому продвинутому эксперту. Росстатовский показатель подорожания — 58 % — это, заметим, в среднем по стране. Фактически же на товарных выкладках супермаркетов можно встретить огурцы, стоимость которых подскочила гораздо выше. Особенно это заметно по расфасованным огурчикам — тем, которые «на подложках». Упаковку весом 450 граммов торговля предлагает за 240 – 260 рублей (в зависимости от вида огурца — короткоплодный, среднеплодный). Средняя стоимость корнишонов — 250 рублей — за 300‑граммовую упаковку. Ну да, огурцы-корнишоны — это всегда товар премиум-класса. Но чтобы 800 целковых за кило пупырчатых, не привезенных из далекого далека, а выращенных в теплице за городской чертой… С какого потолка «срисовали» цену? Возможно, ответ на этот вопрос найдет Федеральная антимонопольная служба. Депутатский запрос на огуречную тему антимонопольщикам отправил председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Для широкой общественности прокомментировал: «…Соль, сахар, имбирь, чеснок, гречка, теперь огурцы… Везде «агрономический сбой»? Это вряд ли». Вопросы о метаморфозах огуречного ценообразования были адресованы и Минсельхозу, который еще недавно хвастал сногсшибательными рекордами тепличной отрасли. Но Минсельхоз развел руками — объяснить многократное повышение цен там не смогли. Но заверили, что «контролируют ситуацию». И еще уточнили: «При необходимости ведомство рассмотрит вопрос о дополнительных стабилизационных мерах». Детали возможных «мер» не озвучивались. Трудно даже представить, что когда‑то свежие огурцы были исключительно сезонным продуктом. К сентябрю сезон, как правило, заканчивался. Доедали огуречные «последыши» с толстой пожелтевшей кожурой. Салат из свежих огурцов к новогоднему столу — это на то полузабытое время из разряда бредовых фантазий… Ждали 23 февраля. К этому дню поспевали первые огурцы в тепличной агрофирме «Лето». Сезонность не позволяла огурцу стать продуктом первой необходимости. До тех пор пока новейшие технологии тепличного производства не сделали его овощем круглогодичным. В итоге сам огурец, образно говоря, приучил едоков к этой самой «первой необходимости». Сейчас этот овощ занимает около 70 % общей площади теплиц в стране (томаты — 25 %, перцы, баклажаны и зеленные культуры — 5 %). Игроки плодоовощного рынка обещали: снижение цен на огурцы начнется в последнюю неделю февраля. Возможно, оно и началось. Только вот покупатели этого пока не заметили. Хмельной инвестор В чем‑то теряем, в чем‑то находим… Чешская компания, известная на европейском рынке как поставщик ингредиентов для производства пива, становится инвестором для хмелеводческой отрасли России. Инвестор выбрал локацию: Бобровский район Воронежской области. Там он планирует наладить производство хмеля по мировым стандартам. Первую сотню гектаров заложат уже в нынешнем году. Всего под культуру отвели 1280 гектаров, где будут выращивать хмель 12 сортов (селекционный материал доставят из Чехии и Германии). По расчетам, это покроет 30 % потребности российского пивного рынка. Кроме того, с российским хмелем компания рассчитывает выйти на рынки Китая, Индии, Юго-Восточной Азии. Историки утверждают, что уже в Х веке до нашей эры существовало не менее 70 рецептов приготовления «пива». В кавычках потому, что древнее «пиво» имело мало общего с современным напитком — являло собой липкую водицу с густым запахом скисшего хлеба. Брага, одним словом… Чтобы отбить специфический запах и продлить жизнь хмельной браге, пивовары добавляли в «пиво» вереск, лавр, ракитник, полынь и даже плющ. Но толку от этого не было. Благородную горечь и аромат напитку придал только хмель. Заменить его в производстве пенного напитка без потери качества невозможно. Это уникальное растение, в состав которого входит две сотни веществ, отвечающих за вкус. Кроме того, хмель увеличивает стабильность пены. Есть в нем горькие вещества с мудреным названием изогумулоны. Вот они‑то помогают пузырькам держаться вместе и формировать пенную шапку. Российский пивоваренный рынок всегда был зависимым от импортных поставок хмеля. Каждый год пивовары страны закупали его в количестве около 7 тысяч тонн. Свое производство этого природного ингредиента — чуть больше 2 % и сосредоточено в единственном регионе, в Чувашии. В прошлом году из‑за геополитической обстановки импорт уменьшился настолько, что многим предприятиям пришлось отказаться от традиционных марок пенного напитка или вовсе сократить производство.
Сосиска «в неглиже». Новости продовольственного рынка
27 февраля 202327 фев 2023
3
6 мин