Часть вторая.
В Древнем Египте поклонялись кошкам. Богиня Баст изображалась с головой этого животного. Если случался пожар, то в первого кого спасали - это кошку, а в знак траура при их гибели сбривали брови.
Причинившему вред кошке грозила смертная казнь. Кошки жили при фараонах и священнослужителях, их мумифицировали и хоронили вместе с владельцами.
Китае также почитали кошек.
Согласно наиболее популярной точке зрения на азиатские территории это животное попало прямиком из Египта, скрестившись «по пути» со степной индийской кошкой.
Каким бы ни было происхождение китайских домашних кошек, достоверно известно, что уже в 7-ом веке до н.э. их целенаправленно разводили. А спустя еще полторы тысячи лет (что для истории Китая не так у много) наибольшей популярностью пользовались породы с длинной шерстью.
Покупка кошки сопровождалась консультациями со специалистами в этой области, точно так же как сейчас люди консультируются, приобретая породистую кошку.
Кроме декоративного качеств, у кошек в Китае было и практическое применение это отлов грызунов, которых в этой стране, как и в прочих аграрных цивилизациях, было более чем достаточно. Кошки не просто ценились, но и при наличии выраженных охотничьих способностей могли стоить немалых сумму.
Существовали признаки, с помощью которых можно было определить охотничьи качества. К примеру, эксперты подсчитывали количество бороздок на твердом небе. Считалось, что если у кошки всего пять бороздок, то кошка будет охотиться, только лишь три месяца в году. Такие кошки не стоило больших денег.
Более ценными считались обладатели семи бороздок, которые, по мнению древних китайцев, охотились около полугода. А наиболее дорогостоящими были кошки с девятью бороздами, которые, как считалось, охотились весь год без перерыва.
В те времена у китайцев был закон, согласно которому кошка принадлежала тому человеку, на территорию которого она перебежала. Поэтому этих дорогостоящих животных стали сажать на поводки.
Греческая и римская цивилизация не обожествляли кошек, но к ним относились с любовью.
Поначалу древние эллины вообще не имели никаких кошек. Какой ужас! На Олимпе не было ни одной кошки. Ну, с богами Олимпа еще понятно – Олимп от нашествия крыс и мышей не страдал , и вряд ли грызуны забрались бы на такую высоту, но земным обитателям было в этом отношении значительно хуже. Чтобы бороться с вредителями люди прибегали к самым разным средствам борьбы, включая не только примитивные мышеловки, но и ежей и ужей. Да только ни те, ни другие не были эффективными, если с мышью еж справиться может, то крыса не по силам. Змеи же в силу своей хладнокровности вообще не нуждаются в постоянном поступлении пищи и, поглотив одну мышку, спокойно могут месяц-другой пробыть где-нибудь в темном уголке без еды.
К грекам прибыли финикийские купцы. Торговля с греками,пошла бойко и корабли стали приплывать снова и снова. И именно финикийцы, уже познакомившись с кошками, обнаружили, что у греков этих кошек нет.
Понимая, какие выгоды сулит этот зверек, и с какими трудностями сталкивались древние греки, они решили продемонстрировать кошек родоначальникам европейского искусства и цивилизации. Расчет был выгодным, и дело пошло: в Греции началось настоящее помешательство на кошках.
О кошках древние греки писали очень мало, и о них говорит только очень небольшое количество рукописей. Но своим вниманием их одарил известный автор басен Эзоп, который написал басню о кошке, которой нужно было быстро съесть петуха, но у которой не было ни причины для этого, ни оправдания. В итоге петух был съеден просто безо всякой на то причины.
Крылов – решил изложить эту басню в стихах, он заменил кошку голодным волком.
В то же время кошек просто боготворили. Они жили не только в домах богачей, но еще и в храмах, где им пели песни и изображали на храмовых фресках и амфорах. За убийство кошки карали строго. В лучшем случае убийца был обязан расплатиться с владельцем кошки другой кошкой, но кошки были редки и какова была их стоимость в рабах, сделать это было практически нереально. Убийца сам становился рабом или же его сажали перед всем народом на кол. Если убийца был особенно жестоким и издевался над животным, то его прилюдно кипятили в котле.
Когда эра античности подошла к концу, почитание кошек сошло практически к нулю, а когда на смену античности пришло средневековье, храмовое животное стало другом нечистой силы, которую нужно было истребить.
Кошек уничтожали причем в огромных количествах. В конце концов, здравый смысл победил мракобесие.
В Японии кошки известны с 6 века нашей эры. Кошка была высшая награда императора за заслуги перед страной.
Во времена правления императора Итидзё, кошки считались символом высокого социального статуса, их дарили придворным за особые заслуги.
Популярность в Японии кошки получили благодаря влиянию буддизма, также пришедшего из Китая. Первые буддистские монахи в Японии держали кошек при монастырях для сохранности книг от грызунов. Однако данное уточнение «от грызунов» в народной молве часто опускалось, в результате чего, зародилось поверье, что кошки при монастырях являются хранителями священных писаний, что, собственно, и стало причиной особого статуса кошек в Японии.
Стоит отметить, что в Японию, изначально, были завезены кошки двух цветов: черные и белые, и уже позже появились рыжие, а далее и трехцветные.
Белые кошки - символ чистоты и непорочности; черные кошки – защищают от нечистой силы; рыжие – даруют владельцу богатство; трехцветные или, по-японски «микэ-нэко» – приносят удачу (особо почитаются среди рыбаков, потому что считается, что именно микэ-нэко обладают способностью предчувствовать приближение бури, и вовремя предостеречь от опасности).
В Японии кошки занимают особое место. В Токио есть буддистский храм Готоку-Дзи , где почитают кошек. Верующие японцы, после смерти своих любимцев, устанавливают в храме на алтаре их портреты или небольшие скульптуры. Считается, что здесь зародилась легенда о манэки-нэко.
В наши дни фигурки манэки-нэко изготавливаются из глины и фарфора, иногда из папье-маше и дерева, раньше их изготавливали из камня. Основные атрибуты манэки-нэко: поднятая лапка, нагрудник, цвет (изначально фигурки была белой с черными и красными пятнышками) и монета. Считается, что левая поднятая лапка к деньгам, а правая привлечению клиентов.
С коммерческой точки зрения: левая приманивает клиентов, а правая – деньги.
Для большего эффекта, во многих магазинах в витринах выставляются манэки-нэко с обеими поднятыми лапками.
В Японии есть день кошек, который отмечают 22 февраля. Дата выбрана не случайно: «2 2 2» по-японски звучит как: «ni ni ni», что ассоциируется с «nya nya nya» (nya = мяу).
В наши дни во многих японских квартирах нельзя держать животных. Если нельзя, но очень хочется, то есть возможность арендовать кошку. Это можно сделать в некоторых питомниках. Время аренды - от пары часов до нескольких месяцев. Вот какой вот выход из ситуации. Кому посчастливилось обзавестись домашним питомцем кошкой, тратят на нее, без преувеличения, впечатляющие суммы, так как цены на содержание домашних животных в Японии весьма завышены. Однако для своего любимца японцы не жалеют средств (у кошки брендовый ошейник, а хозяин уже который месяц на диете).
Как говорится: Человек собаке друг, а коту – обслуживающий персонал.
В Индии кошка являлась приближенной — ваханой — богини Сашти, хранительницы домашнего очага и материнства.
В северо-восточной Индии кошки считаются «воплощением» богини плодородия и материнства. Если человек убивает кошку, считается, что его дети будут страдать всю жизнь. Это суеверие породило виток сомнений, ведь если кошка – это богиня, то не любить ее нельзя.
Однако кошек в Индии не везде почитают и любят, как во множестве других стран мира.
Основная религия этой страны - индуизм. Индусы почитают Ганешу, бога мудрости и благополучия, а его спутником являются крысы. Соответственно крыс там тоже уважают, есть даже храм крыс - храм Карни Мата. Грызуны бегают там везде: по полу, по ногам посетителей, дрыхнут в углах и болтаются на кованых решетках. Никто даже и не думает их прогонять, более того - выпить молоко из одной миски с крысой для индийцев настоящее счастье. Логично, что главного врага крыс, кошку, индусы не уважают.
Помимо священной крысы, есть еще причина: в Индии очень много вегетарианцев, особенно в южной части страны и кошку они считают нечистым животным, ведь она хищник. Собаке можно насыпать корма и она будет сыта, а кошка все равно будет ловить птиц и мышей, да еще и приносить их хозяевам.
Индусы суеверны. Они верят в то, что кошки приносят несчастье и это действительно интересно. Редко какой индус остановится перед мотоциклистом, но всегда сделают это, если черная кошка перебегает дорогу.
Кошки в Индии есть. Большинство из них имеют «голубые крови». У индусов популярны персидские и гималайские кошки, поскольку именно эти породы «дали жизнь» кошачьим выставкам и клубам в Индии.
Высоко почитались коты на Востоке и являлись единственными животными, которым можно входить в мечеть.
В исламе этому животному уделяется особое внимание, но это не значит, что другие животные не имеют права на хорошее обхождение.
Кот был также любимым животным посланника Аллаха . По легенде любимой кошкой Пророка Мухаммада была кошка по имени Муизза. Пророк любил ее и никогда не тревожил ее сон, а воду, которую она пила, использовал для омовения перед молитвой. Кошка любила спать на его коленях во время проповедей. Есть даже предание, что однажды кошка убила змею, собравшуюся в рукав и собиравшуюся ужалить пророка Мухаммада.
Кошки – чистые животные.
В хадисе сказано: «Женщина вошла в ад за то, что заперла кошку, не давала ей пищи и воды и не позволила ей самой искать пропитания».
Если человек берет в дом кота, он должен помнить, что ему придется отвечать за свое отношение к нему в день Суда. Животные в Судный день будут требовать от тех, кто их притеснял, ответа. В этот день будет спрошено с людей, которые обижали, приносили вред животному.
Европейских странах поначалу коты ценились очень высоко, часто стоимость крысолова была значительно выше домашнего скота. В английском королевстве издавались королевские указы с правилами содержания питомцев. У викингов кошки считались собственностью Фрейи — богини брака и плодородия, жрицы карали смертью всех, кто причинял этим животным вред.
Но наступили времена Средневековья, и пришла эпоха массового истребления питомцев. Особенно пострадали черные и рыжие особи. Считалось, что в них превращаются ведьмы. Кошки, вместе с хозяйками, массово сжигались на кострах инквизиции. Это происходило с большей частью их питомцев, что незамедлительно вызвало эпидемию черной чумы из-за неконтролируемого роста грызунов. Сама болезнь унесла почти половину населения Европы. Лишь тогда люди одумались и началось восстановление популяции, искусственное разведение, появились первые породы.
Возникновение домашних кошек в России
В нашей стране домашняя кошка массово появилась только в одиннадцатом веке, скорее всего, они были завезены на торговых кораблях восточными купцами.
Пушистый крысолов высоко ценился — штраф за кражу кота был выше, чем за корову.
Самые древние останки найдены в Одесской области, их возраст 2-5 веков нашей эры. В 5-6 веках единичные животные появляются в прибалтийских городах и Пскове. Только в 7-9 веках кошка появилась в Поволжье.
Славяне-язычники почитали кота, как спутника скотьего бога Велеса. Кошка была символом домашнего очага, проводником душ в загробный мир.
С принятием христианства покровителем домашних животных стал святой Власий. Считается, что отсюда пошла и самая распространенная на Руси кличка кота — Васька. Кошки жили при монастырях и храмах, до сих пор в этих древних постройках сохранились предназначенные для них маленькие лазы в стенах.
Поначалу питомцы были только в царской семье и у богатых бояр, простому люду они были не по карману.
Кот Василий, привезенный Петром Первым из Голландии, жил в императорском дворце, о нем был издан специальный указ.
Императрица Елизавета Петровна привезла тридцать животных из Казани, так как казанские крысоловы считались лучшими охотниками.
Если вы были в Казани и проходились по улице Баумана, то наверняка видели любопытный памятник. Он посвящен Коту Казанскому, тому, с которого началась история пушистых служителей Зимнего дворца. Правда, он не очень-то напоминает подвижного ловца мышей и крыс. Это довольный и упитанный кот, который, вероятно, вел праздную жизнь во дворце во времена Екатерины II.
Царица Екатерина Вторая назначила котов хранителями картин — произведения искусств также жестоко страдали от зубов грызунов.
Повсеместно кошки в России распространились только в восемнадцатом веке.
1 марта в России отмечают неофициальный День кошки.
Кошки спасли блокадный Ленинград от нашествия крыс.
В 1941 году в блокадном Ленинграде начался страшный голод. Есть было нечего. Зимой с улиц города начали исчезать собаки и кошки – их употребляли в пищу. Когда есть было уже совсем нечего, единственным шансом выжить было съесть своего домашнего питомца.
Вскоре после прорыва блокады, в апреле 1943 года, в Ленинград из Ярославля привезли четыре вагона дымчатых кошек. Именно дымчатые кошки считались лучшими крысоловами. За кошками сразу же выстроилась многокилометровая очередь. Котенок в блокадном городе стоил 500 рублей. Примерно столько же он мог бы стоить на Северном полюсе в довоенное время. Для сравнения, килограмм хлеба продавали с рук за 50 рублей. Ярославские кошки спасли город от крыс, однако не смогли решить проблему полностью.
В конце войны в Ленинград привезли второй эшелон кошек. На это раз их набирали в Сибири. Многие хозяева лично приносили своих котов на сборный пункт, чтобы внести свой вклад в помощь ленинградцам. Из Омска, Тюмени и Иркутска в Ленинград приехали пять тысяч кошек. На этот раз все крысы были уничтожены. Среди современных петербургских кошек коренных жителей города не осталось. Все они имеют сибирские корни.
Но и в наши дни в кошачья рота охраняет Эрмитаж.
Сегодня эрмитажные коты по праву считаются такой же петербургской достопримечательностью, как, собственно, и сам Эрмитаж. У них есть собственный пресс-секретарь, лечащий врач, паспорт, униформа в виде противоблошиного ошейника и даже официальный праздник.
В подвалах Эрмитажа обитают порядка 50 «охранников картинных галерей» - такую норму установили в год 250-летия Эрмитажа. Если животных становится больше, чем нужно, их раздают неравнодушным горожанам.
Кошки уже много лет живут рядом и служат человеку верой и правдой.
Мурлыки занимают в наших домах почётное место - они охранники, лекари, и услада для души и глаз.
С определенного периода истории человек получал достаточное материальное и психологическое благополучие. Его жизнь сводилась не только к выживанию, он стремился окружить себя красивыми вещами. Редкие, уникальные, отличающиеся от простых дворовых котов, пушистые питомцы также становились предметом эстетического наслаждения.
Первая часть