До определенного момента лицевая пластическая хирургия оставалась довольно консервативной отраслью по сравнению с косметологией. Но ситуация изменилась. Теперь со всех сторон нам говорят о появлении прогрессивных методик и малоинвазивных техник. Так что же на самом деле может предложить современная эстетическая хирургия?
Не будет преувеличением сказать, что красота и молодость превращаются из естественной прерогативы молодежи во вполне статусные понятия. Запросы на трансформацию внешности поступают к врачам все чаще. О пластических операциях всерьез задумываются самые обычные люди, а не только звезды телеэкрана и публичные личности. Во многом ажиотаж связан со стремительным развитием методов косметологии и эстетической хирургии.
Операции по пластике лица являются наиболее сложными и ответственными, и пациентов особо интересуют технические продвижения именно в этих направлениях. Десяток-другой лет назад была ситуация, при которой что-то новое в сфере эстетической хирургии добиралось до России довольно медленно. Но буквально за последние пять — семь лет появилось большое разнообразие методик, российские врачи начали активно участвовать в зарубежных семинарах и приглашать иностранных коллег для обмена опытом.
Отдельно стоит сказать о совершенствовании материалов. Взять те же имплантаты, шовные нити, эндотины — их отбор в эстетическую отрасль всегда осуществляется по принципу максимально безопасных и эффективных. Постоянно ведутся исследования, чтобы определить поведение этих материалов в отдаленной перспективе и понять, какие результаты они обеспечивают спустя годы после операций.
Главные инновации в пластической хирургии
ли говорить о внедренных техниках, то за историю существования отрасли можно выделить четыре больших прорыва в пластической хирургии:
1. Ритидэктомия —разработанная на заре эстетической хирургии операция по иссечению морщин. Эта достаточно простая на сегодняшний взгляд техника заложила основу для развития всей специальности.
2. Появление приемов для выполнения поверхностных лифтингов, при которых затрагивалась только кожа и поверхностные слои подкожного жира.
3. Переход на работу с глубокими тканями и структурное выделение SMAS-лоскута (мышечно-апоневротической системы).
4. Появление закрытых (то есть осуществляемых через минимальные доступы с видеоассистенцией) методик выполнения операций. И именно эти, так называемые малоинвазивные техники приковывают к себе особое внимание пациентов.
Инновации в малоинвазивных технологиях
Малоинвазивные технологии прочно заняли свое место в пластической хирургии. От традиционных методов они отличаются минимальным рубцом, но вместе с тем имеют ограничения по возможностям фиксации тканей и технической работы с ними.
Термин «малоинвазивность» касается применения эндоскопии, а также использования естественных зон доступа (рот, конъюнктива глаза). Но надо понимать, что повреждения при эндоскопических вмешательствах порой бывают обширнее и серьезнее, чем при открытом доступе. Их главный выигрыш заключается в сокращении операционных надрезов и, соответственно, следов от проведенных манипуляций, но иногда за счет потери результативности.
Инновации в реабилитации
Многие клиники обещают пациентам мгновенное восстановление после операций и возвращение на работу чуть ли не на следующий день. Насколько это реально? «Пожалуй, это одно из тех направлений, в котором не стоит ждать заметных прорывов ни сегодня, ни в обозримом будущем, — отмечает Мария Волох. — Дело в том, что у организма существует естественный репаративный цикл — наши ткани восстанавливаются, а клетки обновляются с определенной скоростью, заданной природой. Заметно ускорить данный процесс пока еще никому не удавалось. Обычно оценка хода реабилитации происходит через месяц после вмешательства, затем через шесть месяцев и через год. Месяц спустя — это первый условно стабильный результат после операций на лице и шее, он соответствует завершению минимального репаративного цикла. А год — ключевая, реперная позиция для понимания того, что удалось добиться с помощью операции.
Также не стоит забывать, что биологический ответ тканей до конца непредсказуем, особенно если пациентка находится в периоде менопаузы или в процессе перестройки гормонального фона. И хотя многие врачи предлагают для ускорения реабилитации использовать методы физиотерапии, их эффективность научно не доказана. Например, у сосудистого русла и движения лимфы сложные механизмы восстановления, на которые может потребоваться до полугода. И существенно повлиять на это невозможно.
Тем не менее правильно подобранные физиопроцедуры помогут создать необходимые условия для полноценного завершения лечения и достижения оптимальных результатов. Кроме того, некоторую помощь окажет инфузионная терапия с применением специальных медикаментов, позволяющих контролировать степень послеоперационных проявлений».
Переход к локальной коррекции
Методика локальной коррекции завоевала популярность у пациентов и является еще одной современной тенденцией в пластической хирургии, хотя больше похожа на возвращение к прошлому. Иногда достаточно поработать с какой-то определенной зоной, например избавиться от носогубных складок, убрать комки Биша, приподнять брови, сделать блефаропластику — и лицо уже выглядит моложе и свежее. Это быстрые операции, сразу приносящие удовлетворительный и видимый результат. За счет локального вмешательства ткани травмируются минимально, при этом корректируются наиболее явные эстетические недостатки, что позволяет визуально улучшить внешний вид.
Но надо понимать, что все перечисленные плюсы локальных воздействий касаются относительно молодых лиц. У возрастных пациенток изменения охватывают все слои тканей — кожу, подкожно-жировую клетчатку, связки, мышцы и даже костные структуры, поэтому изолированная коррекция просто не будет эффективной.
Разработка авторских методик
В последнее время стало модным завлекать пациентов уникальными авторскими техниками, о них говорят много и взахлеб. Практически каждый пластический хирург пытается придумать собственные методики, чтобы привлечь к себе внимание. А что в действительности за этим стоит?
«Строго говоря, существует разница между изобретением и рационализаторским предложением. Изобретением можно назвать только принципиально новый способ проведения операции или нахождение возможности нового доступа к оперируемой области, который не применялся ранее, — поясняет Мария Волох. — На деле существуют базовые методики, которые когда-то были изобретены и сейчас доработаны, гораздо реже можно встретить истинно авторские разработки, которые должны к тому же сопровождаться патентом на изобретение.