Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Джейн Остин и Томас Лефрой - неосуществлённая любовь. Часть 2

Итак, вчера мы обсуждали то, как начинался единственный известный нам "серьёзный роман" в жизни прекрасной писательницы (прочитать можно здесь), а сегодня узнаем, как он завершился. Вот двое людей, которые влюблены друг в друга. Но в ту пору наличие средств, которое позволило бы молодой паре содержать себя, играло огромную роль при заключении союза. Помните, как начинается роман "Гордость и предубеждение"? "Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену". Располагающий средствами... Конечно, бывали случаи, когда молодые люди не обращали на это внимания. Когда шли против воли родителей. Когда молодой человек всё-таки делал предложение, но откладывал свадьбу, чтобы продвинуться по службе, накопить необходимую сумму и всё-таки жениться на своей избраннице. Впоследствии, кстати, именно от такой, затягивающейся порой на годы, помолвки Джейн будет предостерегать одну из своих племянниц. Были случаи, когда влюблённые сбегали из дома, не обращая внимания

Итак, вчера мы обсуждали то, как начинался единственный известный нам "серьёзный роман" в жизни прекрасной писательницы (прочитать можно здесь), а сегодня узнаем, как он завершился.

Вот двое людей, которые влюблены друг в друга. Но в ту пору наличие средств, которое позволило бы молодой паре содержать себя, играло огромную роль при заключении союза. Помните, как начинается роман "Гордость и предубеждение"? "Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену". Располагающий средствами...

Кадр из фильма "Разум и чувства" (1995)
Кадр из фильма "Разум и чувства" (1995)

Конечно, бывали случаи, когда молодые люди не обращали на это внимания. Когда шли против воли родителей. Когда молодой человек всё-таки делал предложение, но откладывал свадьбу, чтобы продвинуться по службе, накопить необходимую сумму и всё-таки жениться на своей избраннице. Впоследствии, кстати, именно от такой, затягивающейся порой на годы, помолвки Джейн будет предостерегать одну из своих племянниц. Были случаи, когда влюблённые сбегали из дома, не обращая внимания на последствия – и вовсе не всегда такие истории заканчивались плохо.

Но Томас Лефрой оказался достаточно ответственным человеком. Правда, ответственность эту он проявил не столько по отношению к девушке, в которую был влюблён, сколько по отношению к своей семье. Он был старшим сыном, у него было пять сестёр, которых впоследствии предстояло выдать замуж; денег у семьи не было – откуда им взяться у отца семейства, отставного многодетного военного? И даже учёбу в Дублине и занятия юриспруденцией в Лондоне отец Тома был оплатить не в состоянии. К счастью, двоюродный дядя взялся помочь. Однако будучи, фактически, единственной надеждой семьи, молодой человек оказался заложником ответственности за эту семью. Бросить всё и жениться на бесприданнице... Нет, он, наверное, мог это сделать. Но не стал.

Кадр из фильма "Разум и чувства" (1995)
Кадр из фильма "Разум и чувства" (1995)

Возможно, Том Лефрой всё-таки не устоял бы и сделал предложение, но на защиту его интересов и интересов семьи встали родственники, в частности, тётушка, миссис Лефрой. Ей нравилась Джейн Остин, и их симпатия была взаимной. Однако рассматривать Джейн в качестве невесты племянника она не была готова. Судя по сохранившимся сведениям, она считала, что дело уже и так зашло слишком далеко, что Том не имел права подавать девушке надежду. Ну а теперь, конечно, ситуация сложилась так, что он в любом случае "поступает с ней плохо". Анна Лефрой решительно отослала Тома, не разрешив ему погостить подольше. Так что короткий период рождественских праздников 1795 – то недолгое время, которое было отведено Джейн Остин на любовь.

Это, наверное, действительно было любовью, потому что вспоминать о Томе она будет следующие несколько лет. Он ещё раз навестит эти края в декабре 1797, как раз тогда, когда Джейн будет в Бате. Она вернулась, и у них был ещё шанс встретиться... но Лефрои устроили всё так, чтобы этого не произошло.

Кадр из фильма "Доводы рассудка" (1995)
Кадр из фильма "Доводы рассудка" (1995)

Анна Лефрой будет тверда. И даже в разговорах с Джейн, когда та с семьёй как-то нанесла ей визит, излагала все новости, как тогда было принято, но... ни словом не упомянула племянника. А сама девушка была "слишком горда", как она напишет в одном письме, чтобы расспрашивать о нём. Отдадим должное мистеру Джорджу Остину – это он, вероятно, понимая, что дочери хотелось бы узнать о том, как обстоят дела у Томаса, сам задал вопрос...

А тот, после некоторого времени, проведённого в Лондоне, вернулась обратно в Ирландию, занялся адвокатской практикой, и в 1799 женился на богатой наследнице. История, до боли знакомая всем, кто читал романы Джейн Остин. Его судьба сложилась весьма удачно – он преуспел в качестве адвоката, и впоследствии стал даже главным судьёй Ирландии; в брке родилось семеро детей. Та история с Джейн оказалась просто мимолётным эпизодом, и даже если Лефрой и испытывал в юности, страдания по этому поводу, они, надо полагать, быстро изгладились из памяти – особенно если учесть, что он всё-таки обзавёлся семьёй.

Кадр из фильма "Доводы рассудка" (2007)
Кадр из фильма "Доводы рассудка" (2007)

С Джейн Остин дело обстояло по-другому. Нет оснований предполагать, что она страдала по Лефрою до конца своих дней – это было бы не в её характере. Но то, что это был очень болезненный опыт – несомненно. Впрочем, поклонники её романов должны быть, наверное, благодарны и этому несостоявшемуся жениху. Пусть он и не сделал предложения, зато подарил те самые чувства, которые Джейн Остин так выпукло, так живо будет описывать в своих книгах – и сердечное влечение, и боль от невозможности быть вместе... Правда, своим героиням она будет стараться дать то, чего оказалась лишена сама. Пусть позднее другие поклонники и были, но... Нет. Уже нет.

Та любовь, которая отныне будет в основном занимать Джейн Остин – это любовь её героинь.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!