Найти тему

Дом на привязи

После перемещения дома Волковых-Власовых из с. Илькино в Музей деревянного зодчества к его «имени» стало можно добавить третью часть – Томиловы. Маленькие, узкие, часто тупиковые улочки называли заулками по фамилии хозяев располагавшихся там домовладений (Лыков заулок, Лихонин заулок). Со временем архаичное название сменилось на «переулок». А дом поставили как раз в Томиловом переулке. Место расположения подсказал план г. Суздаля 1851 г. К западу и югу от Дмитриевской церкви тянулись общественные огороды и Дмитриевский луг. Это позволило организовать пространство комплекса в удачном соотношении с обликом города, в ладу с исторической топографией и ландшафтом.

Фото А.С. Зайковой. Съемки рекламы. Май 2011 г.
Фото А.С. Зайковой. Съемки рекламы. Май 2011 г.

Перед музейными сотрудниками встала сложная по тем временам задача: создать достоверный интерьер крестьянского дома XIX века. Первое рассмотрение тематико-экспозиционного плана состоялось в 1971 году, в 1973 экспозиция, получившая название «Интерьер избы крестьянина-середняка», была открыта.

Автором является научный сотрудник Людмила Александровна Ступникова, выпускница МГУ. В 1984 году интерьер был дополнен Мариной Вильевной Ярошенко, также выпускницей МГУ, ученицей Г.Г. Громова.

Справа М.В. Ярошенко, научный сотрудник, слева Т.Ф. Филиппова, зав. МДЗ. Во время этнографической экспедиции. 1980-е гг. Фото из архива А.С. Зайковой
Справа М.В. Ярошенко, научный сотрудник, слева Т.Ф. Филиппова, зав. МДЗ. Во время этнографической экспедиции. 1980-е гг. Фото из архива А.С. Зайковой

Подлинные вещи, время от времени заменяющиеся на аналоги или другие, вызывают неизменный интерес у посетителей всех возрастов. Подслушано у туристов: «Ничего себе кофемолочка!» (о мельнице ручной в сенях). «Ничего себе баночка для сыпучих продуктов! (о липовой долбленой огромной кадке-колоде для меда в клети). «Ничего себе полка-антресоли!» (о полатях, спальном месте детей и неженатой молодежи).

Наши предшественники создали в МДЗ экспозиции, не потерявшие актуальность до сих пор, в век компьютерных технологий. Это говорит о добросовестности и профессионализме, особенно учитывая тот факт, что тогда не было помощников в виде гугла и виртуальной Алисы. Но была преданность делу, самоотверженность… И, что немаловажно, настоящая Алиса! Алиса Ивановна Аксенова, личность большого масштаба, соответствующего масштабу дела, которому она посвятила свою жизнь. Помню, как во время ее приездов в МДЗ включалась операция «Алиса»: все вытягивались в струнку и с тройным усердием выполняли свои служебные обязанности. Казалось, притихали даже вечно гогочущие музейные гуси.

Фото Н.В. Суслина. Аксенова Алиса Ивановна. 4 марта 2003 г. Из собрания ГВСМЗ
Фото Н.В. Суслина. Аксенова Алиса Ивановна. 4 марта 2003 г. Из собрания ГВСМЗ

В экспозиции удачно воссоздана эмоциональная среда, в которой могли жить крестьяне среднего достатка, и показана эстетика быта. Справа от двери – мужское место – коник (конек), на котором хозяин-большак и спал, и мастерил. Сейчас, когда по-новому осмысливаются знаки, символы и образы, которыми так богато деревянное зодчество, мы находим, что изба в древности ассоциировалась с конем (что не удивительно), стоящим на привязи. Приглядитесь к конику, он ранее часто украшался головой коня, от которой сейчас осталось нечто, больше напоминающее коновязь!

Фото П.В. Сухова. Коник
Фото П.В. Сухова. Коник

Н.В. Максимова, старший научный сотрудник ГВСМЗ

Приходите в Музей деревянного зодчества, здесь каждый находит что-то своё, именно его сердцу близкое.

Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ждём ваших комментариев!