4 июня 1988 года в Арзамасе произошла одна из крупнейших катастроф позднего СССР. Грузовой поезд, перевозивший более 100 тонн взрывчатки для горнодобывающих компаний, взорвался при подъезде к станции Арзамас-1. Чудовищные взрывы оставили после себя огромные воронки и груды искореженного металла. Фрагменты тел были разбросаны в радиусе 10 километров. К расследованию были привлечены высокопоставленные правительственные чиновники, но даже спустя много лет так и не удалось установить точную причину катастрофы. Многие эксперты считают, что это была хитроумная, тщательно подготовленная диверсия.
В субботу, 4 июня, в 9:30 утра железнодорожный состав, прибывший из Дзержинска, прибыл на станцию Арзамас-1. В вагонах находилось более 100 тонн взрывчатки, в том числе 30 тонн тротила, нефтегрузы, 25 тонн амана, 5 тонн аманита и 30 тонн гексагона. Когда поезд проходил кривую, вагоны внезапно взорвались в 300 метрах от здания станции. Взрыв невероятной силы поднял в небо тонны железа, бетона и земли, уничтожив все вокруг. Огромное грибовидное облако поднялось над городом.
Многие люди, увидев это, подумали, что Арзамас подвергся ядерному удару. На месте взрыва образовался кратер глубиной 10 метров и диаметром более 80 метров. Ударная волна разрушила 151 дом, железнодорожную станцию, электрическую подстанцию и несколько километров линий электропередач. Серьезный ущерб был нанесен 49 детским садам, 14 школам, 69 магазинам и нескольким больницам. По трагической случайности, во время прохождения поезда на железнодорожном переезде стоял городской автобус и несколько автомобилей, ожидая прохода поезда. В момент взрыва все пассажиры погибли.
В городе пропало электричество и телефонная связь. Начались проблемы с водопроводом и канализацией. На место катастрофы прибыли пожарные. Неимоверными усилиями им удалось потушить огонь, не дав ему добраться до нефтебазы. Для тушения пожара воду пришлось брать из реки. Система водоснабжения не работала. Для ликвидации последствий катастрофы прибыли подразделения железнодорожных войск.
То, что мы увидели, потрясло нас и навсегда останется в нашей памяти: огромные воронки, куски битого металла, разбитые автомобили и автобусы, фрагменты человеческих тел.
Через несколько часов после катастрофы в Арзамас прибыли командующий войсками Московского военного округа и представители правительственной комиссии. Было выдвинуто около 10 версий случившегося. В первое время считалось, что причиной страшной катастрофы стало воспламенение головки газопровода в момент прохождения поезда со взрывчаткой. Это и вызвало взрыв. Однако прямых доказательств этой версии так и не было найдено. Высказывались также предположения, что причиной взрыва могли стать различные обстоятельства. Это серьезное нарушение правил безопасности. После небрежной загрузки взрывчатки из нескольких мешков высыпалась взрывчатка. Затем возникла случайная искра и произошел взрыв. Комитет государственной безопасности, пытаясь установить причину взрыва, провел многочисленные следственные эксперименты на полигоне Капустин Яр.
Спецслужбы хотели понять, что привело в действие взрывчатку. Большое количество вагонов было сожжено, взорвано, застрелено, отравлено газом и подожжено. Это был один из самых дорогих исследовательских экспериментов. Тем не менее, вопрос остался без ответа. Документы правительственных исследований были совершенно секретными. Официальное заключение, переданное в СМИ, было сформулировано очень расплывчато: причиной детонации взрывчатых веществ является нарушение правил погрузки и совместная перевозка детонирующих взрывчатых веществ и взрывчатки.
Существует и другая неофициальная версия. Недалеко от маршрута, по которому двигался взорванный поезд, стоял железнодорожный состав, следовавший из Арзамаса-16. В его вагонах находилось ядерное оружие. Взрыв должен был произойти, когда поезда проходили недалеко друг от друга. Но поезд, перевозивший взрывчатку, опоздал, поэтому поезда не встретились, и более серьезной аварии удалось избежать. Из-за отсутствия какой-либо информации, объясняющей, кто стоял за катастрофой, начали циркулировать теории заговора.
Через месяц после трагедии в прокуратуру пришло письмо с дневником советского актера Олега Янковского за 1988 год. Следователи обратили внимание: дата аварии, 4 июня, была обведена в дневнике, а часы на руке актера показывали точное время трагедии.
Следователи разыскали фотографа, сделавшего снимок Янковского. Он показал, что снимок был сделан в 1984 году. Обведенная цифра 4 - не что иное, как волос, попавший в негатив. Многие заметили странную цепь подобных катастроф. Ровно через 4 месяца, 4 октября, аналогичная катастрофа произошла в Свердловске, где взорвался поезд со взрывчаткой - 46 тонн тротила и 40 тонн гексана. Год спустя, также в тот же день, 4 июня 1989 года, под Уфой произошла крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории Советского Союза. Когда два пассажирских поезда проезжали мимо друг друга, облако легких углеводородов взорвалось в результате аварии на близлежащем трубопроводе Западная Сибирь-Урал-Поволжье. До сих пор официальные лица неохотно комментируют арзамасскую катастрофу, не говоря уже о разговорах о планируемом саботаже.
Но по крайней мере три человека, занимающие высокие посты, открыто высказали предположение о теракте. Иван Скляров, бывший губернатор Нижегородской области, был главой исполкома города Арзамаса в 1988 году. В 1990-х годах он публично назвал разрушение Арзамаса хорошо организованной диверсией. Другой губернатор Нижегородской области, Геннадий Ходырев, в 1988 году был первым секретарем Горьковского обкома КПСС. В интервью 2003 года он заявил следующее: Следственные органы так и не смогли установить точную причину катастрофы, хотя провели множество следственных экспериментов. Мое личное мнение - это была теория, и никто не может меня переубедить". Михаил Балакин, который в 2008 году был первым секретарем Арзамасского горкома КПРФ, в интервью рассказал свою версию: А я убежден, что это была циничная и бесчеловечная диверсия. Посмотрите на количество совпадений, их невозможно объяснить случайностями. Каким-то образом три машины взорвались одновременно. Мое предположение, что мощный взрыв был вызван прибитыми минами. И если бы взрыв произошел перед нефтебазой, как, вероятно, планировалось, город Арзама исчез бы с лица земли. Это была бы вторая Хиросима.
Обращаю внимание: взрыв произошел в тот самый момент, когда в Доме культуры "Ритм" должно было состояться Всесоюзное совещание руководителей космических и авиационных специалистов. Там должны были присутствовать 16 ведущих специалистов-плановиков страны, практически вся научная элита. Но из-за жары совещание перенесли в пансионат "Морозовский" в Арзаме.
Рядом с местом трагедии построена часовня и мемориал, на котором написаны имена погибших.