ПТСР - вид психического расстройства, нуждающийся в терапии. Это относительно молодой термин, появившийся после того, как в США в конце семидесятых годов ХХ века обратили внимание на то, что солдаты, вернувшиеся с Вьетнамской войны, спустя какое-то время страдают различными психическими расстройствами, так или иначе связанными с воспоминаниями о войне. Тогда были проведены масштабные исследования солдат. К сожалению, В СССР и в России серьезных количественных исследований не проводилось, а если и проводились, то о них мы ничего не знаем.
Но не стоит думать, что до Вьетнамской войны не было ПТСР. Схожие с ПТСР симптомы были описаны еще в Древней Греции. В многочисленных источниках встречаются упоминания о годами мучающих воинов кошмарах после особо жестоких сражений.
Посттравматическому стрессовому расстройству давались разные названия. Это и «синдромом ветра от пушечного ядра», и «солдатское сердце», истерия у мужчин, «железнодорожный позвоночник», «снарядный шок», военные неврозы и истерии, «тревожное сердце», синдром комбатанта. Все это были разрозненные эссе и наблюдения психиатров неврологов, физиологов, кардиологов и других врачей. Одно время была популярна версия, предполагающая, что звуковые волны от взрывающихся снарядов, повреждают мозг. Но вскоре стано понятно, что ПТСР возникает и у тех, на кого звуковые волны не воздействовали.
Чтобы внести строчку в мировую медицинскую энциклопедию и научный мир признал новый диагноз, необходимы масштабные количественные и качественные исследования. И вот такие исследования и были проведены только после окончания Вьетнамской войны. В 1980 г. понятие «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР) было принято как отчетливая и обоснованная диагностическая категория.
Сейчас термин используют не только применительно к военным, но и к любым людям, перенесшим стрессовую ситуацию, которая выходит за границы обыденности. Это могут быть природные и техногенные катастрофы, ужасающие смерти близких, изнасилования, пытки, бомбежки, пребывание в концентрационных лагерях или в заложниках. Нахождение в горячих точках не в качестве воющих сил, например, мирные жители в обстреливаемом районе города. ПТСР может быть даже у животных.
Особенность человеческой психики такова, что часто во время острой, чрезвычайной ситуации организм черпает резервные силы, собирается, включается режим «выжить любой ценой». В такие моменты человек как будто бы берет кредит у своего здоровья. Потом жизнь входит в прежнее русло, и настает время платить по кредиту. Сравнение, может быть, не очень точное, но понятное.
Лечение ПТСР лежит в области как психиатрии, подразумевающее определение степени ПТСР и применение медикаментов, так и в области психотерапии — различных методик лечения «словом», то есть без лекарств. В зависимости от того, что явилось запускающими посттравматическое стрессовое расстройство, и насколько сильно оно повлекло повреждения, насколько сохранна была личность до травмирующих событий, — в зависимости от этого определяется вид и продолжительность терапии.
В научных обзорах встречается огромный разброс данных о процентах военных, страдающих ПТСР, дельта: от 15 до 95 процентов. Из-за чего такая разница? Я полагаю, что это прежде всего связано в критериях шкалы отбора. Что считать уже ПТСР, а что еще не ПТСР. Или что ПТСР, а что уже другие психиатрические заболевания.
При легкой форме ПТСР сохраняется способность функционированию в профессиональной сфере и межличностных отношений, пациент социализирован.
При тяжелой форме ПТСР состояние пациента выглядит как хроническое психическое заболевание, похожее на маниакально-депрессивное расстройство или какой-то вид шизофрении.
В чем проявляется ПТСР?
Посттравматичекое стрессовое расстройство проявляется сразу на нескольких уровнях и имеет физиологические, неврологические, психологические и социальные маркеры.
Это могут быть тревожные сны, ночные кошмары, постоянные вспышки воспоминаний о страшных событиях, в психиатрии они называются флешбеками, навязчивые мысли. Могут проявляться разные диссоциативные реакции - как будто травмирующее событие происходит снова или вот-вот произойдет. Физический или психологический дистресс, который проявляется учащенным сердцебиением, паническими атаками, иногда встречаются случаи обратимого паралича.
Психика по-разному пытается справиться с ПТСР. У некоторых происходит диссоциативная амнезия, выражающаяся в неспособности вспомнить детали страшного события. Часть воспоминаний стираются. И даже если не стираются, то человеку не хочется делиться воспоминаниям. Тут можно вспомнить наших дедушек и прадедушек, кому довелось воевать во второй мировой войне, в основном, им ничего не хотелось рассказывать о своих боевых подвигах. А тот, кто охоч до рассказов с подробностями, скорее всего не участвовал в реальных боевых действиях.
В отношениях с близкими часто происходит отчужденность, пропадает чувство близости с людьми, которые не были внутри травмы. Происходит полярное разделение на своих и чужих. Где чужие - все, кто не участвовал, например, в тех же боевых действиях, не был рядом. И «чужие» в глазах страдающего ПТСР часто начинают расчеловечиваться. Подключаются те же механизмы, которые были отработаны в горячей точке.
Внутри каждого из нас есть понимание, что человеческая жизнь ценна. Для того, чтобы солдат смог нажимать стрелять на поражение «живой силы», в его сознании запускается механизм, позволяющий оправдать убийства. Враг, как правило, расчеловечивается. Нечеловека не так мучительно убивать. Механизм внутреннего оправдания убийства тяжело запустить, он требует больших затрат душевных сил, но если он уже запущен, то отключить его еще сложнее. Здесь можно привести пример с атомной электростанцией, которая требует затрат и усилий, чтобы поддерживать ее в отключенном состоянии.
Это одна из причин образования сообществ, например, на слуху сообщество воинов афганцев. Они «свои», они породнены одним страшным событием. И это важный механизм справиться наиболее тяжелыми последствиями ПТСР и встроиться в мирную жизнь при поддержке «своих».
Кроме того ПТСР влияет на настроение. Появляются негативные мыли о себе и других людях, обо всем окружающем мире. Обвинение себя и других в произошедшем. Плохо контролируемое чувство вины и гнева. Наблюдается потеря интереса к прежней деятельности и отказ от участия в занятиях, которыми раньше регулярно занимались, которые приносили удовольствие. Все это вытекает в неспособность чувствовать положительные эмоции, такие ка счастье удовлетворение или любовь.
Взамен положительных эмоций все чаще и чаще проявляется настороженность, реактивность и невозможность расслабиться.
Человек становится замкнутым и легко возбудимым. Усиливается тревожная реакция на шумы или движения, которые напоминают от травме. Это тянет за собой проблемы со сном, и как следствие раздражительность, вспышки словесной или физической агрессии по отношению к людям и вещам.
ПТСР может предварять и усиливать целый ряд психических расстройств: тревожно-депрессивных, суицидальных, аддиктивных (зависимости).
Увы нередки случаи, когда человек, переживающий ПТСР прибегает к различным химическим веществам (алкоголь, наркотики) чтобы забыться, убежать от страшных мыслей.
Комбатант, попавший на войну и принимавший участие в боевых действиях, подвергается огромному стрессу. Этот стресс изменяет его, меняет работу его нервной системы, заставляет усвоить новые законы войны. Эти законы полярны и кратки. После такой фронтовой «ясности» конфликты мирного времени, когда к противнику нельзя применять усвоенные на войне методы борьбы, сложны для психологического восприятия. Очень трудно проявить гибкость и отказаться от правила, «чуть что — огонь на поражение».
Когда выше описанные симптомы начинают мешать обычной жизни, можно говорить о проявленном ПТСР.
Для того, чтобы понять и особенно принять, что у тебя ПТСР, необходим достаточно высокий уровень осознанности (что после пережитого стресса бывает крайне редко). Накладывает отпечаток еще и стереотипное мышление, которое приравнивает проблемы со здоровьем, особенно с психическим здоровьем, к чему-то порицаемому. К невыносимости оказаться «слабаком» или «психом», «лохом», «салагой» etc, — «свои» не поймут.
Обостряет проживание ПТСР стигматизация. Когда общество, видя, что вернувшиеся комбатанты «какие-то не такие», начинает их отторгать и навешивать негативые ярлыки — стигму. Что отдалят излечение от ПТСР, и в некоторых случаях делает его невозможным.
Воздействие условий войны на психологию ее участников сказывается в течение долгого периода. Первые признаки ПТСР могут начать проявляться как в первый месяц после выхода из травмирующих обстоятельств, так и через полгода. Все индивидуально. Но совершенно не индивидуально то, что война накладывает неизгладимый отпечаток на каждого, влияет на поведение и на всю последующую жизнь.
Бесспорно каждый участник боевых действий нуждается в реабилитации, в квалифицированной и главное продолжительной помощи специалистов и социума. Не неделя в санатории, а годы терапии, наблюдений, групповых занятий и реабилитационных курсов. Но насколько это соотносится с нашими реалиями?