Моя любовь к тебе подобна лютне,
Разбившейся с печальным нежным стоном...
Есть мнение, что к созданию образа Офелии драматурга подтолкнула трагедия, разыгравшаяся на реке Эйвон. Некая Катарина Гамлет утонула в реке, подскользнувшись. В её руках были тяжёлые вёдра. Но это так прозаично. Нет, пусть всё же она утонет от неразделённой любви.
"...она старалась по ветвям развесить свои венки; коварный сук сломался, и травы, и она сама упали в рыдающий поток. Её одежды, раскинувшись, несли её, как нимфу; она меж тем обрывки песен пела, как если бы не чуяла беды или была созданием, рождённым в стихии вод; так длиться не могло, и одеянье, тяжело упившись, несчастную от звуков увлекли в трясину смерти."
Когда Офелия и Гамлет увидели друг друга? Возможно, когда они были в детском возрасте? А когда заинтересовались друг другом, скорее всего, на похоронах отца Гамлета. Через месяц вдова выходит замуж за брата умершего короля. Они не могли не увидеться и на свадьбе матери Гамлета. Как вы думаете, Гамлет любил Офелию? О том, что это так, мы знаем только со слов самой Офели.
Любовь? Не к ней его мечты стремятся.
И речь его, хоть в ней и мало строя.
Была не бредом. У него в душе
Уныние высиживает что-то...
Сам Гамлет о любви скажет только на могиле Офелии.
Какая она, "совершенство" эпохи Ренессанса? На Офелию потребовалось всего 150 строк текста. Благодаря ей образ Гамлета раскрывается более ярко. Офелия существо кроткое, с нежной улыбкой на устах. Она умрёт, вернее, угаснет с молитвою за того, кто погубил её великим потрясением коварства.
Очень женственная, трогательная, чистая и невинная такой предстаёт образ Офелии девушки, которая предназначалась в невесты принцу Гамлету. У Офелии есть брат, отец, жених, но она ужасно одинока при дворе, по сути, никому не нужная "вещь" которая, оказавшись в чьих-то руках, превращается в орудие. В этой бренной жизни она игрушка. Офелия дочь вельможи, приближённого короля Дании и первого друга. Какая удачная судьба! Живи и радуйся своей молодости, светскому обществу, жениху, принцу. Брат описывает её как нежную и доверчивую девушку. Она трогательна и безыскусна, она неорганична для царского двора.
По мере прохождения сюжета Офелия будет чистым и белым антагонистом замаранной в чёрных покровах интриг королеве Гертруде. Никому не сделавшая зла девушка будет отторгнута миром. Ему привычнее и понятнее существовать среди интриг, коварства и борьбы кровавой, но по большому счёту, бессмысленной. Чистая и романтичная природа Офелии не выдерживает натиска тяжёлой массы грязи и крови. Психическая природа девушки надломилась, как тот сук, на который она вешает свои цветочные венки. И происходит чудо! Пребывая в тварном мире, Офелия живёт жизнью ангельской. В схватке противоположностей ангельского бытия против грязной и жестокой жизни физического мира, Офелия добра и сострадательна даже за пределами разумности. Она поёт и дарит цветы, разъясняя смысл для каждого цветка по Божьему замыслу. Вот уже более 400 лет идут споры "с пеной у рта" о тайном смысле цветов.
"Вот розмарин, это для воспоминания; прошу вас, милый, помните; а вот Богородицина трава (анютины глазки), это для дум. Вот и укроп для вас и голубки (водосбор); вот рута для вас и для меня тоже; её зовут травой благодати, воскресной травой; о, вы должны носить свою руту с отличием. Вот маргаритка; я бы вам дала фиалок, но они все увяли, когда умер мой отец...".
Наш греховный мир, мутный при рассмотрении, так отличается от райского мира, и чтобы его понять, надо сойти с ума. Инаковым умом может проясниться истина. Это прямая дорога в литературном произведении к философствованию и получению богословских ответов.
Офелия испытывает к отцу детскую преданность. Жених убивает отца, и прекрасный мир, пропитанный любовью, разбивается на мелкие осколки, вонзающиеся в душу. Гармония мозга погружается во мрак хаоса. Уже не сознающая себя Офелия цепляется за красоту. Небольшое отступление. Как по другому заиграл смысл, что "красота спасёт мир". Красота обожествляла девушку, но теперь Офелия её не осознаёт, возможно, чувствует, но с каждым часом всё слабее. Бессмысленно, на автомате девушка плетёт венки. От этого ещё сильнее потрясение. Мрак, ужас вокруг, а Офелия, оставаясь прекрасной даже в безумии, излучает доброту и нежность. Душа её не пачкается легкомысленными песенками, смущающими благочестие. Песни, которые она поёт, для них время раскрытия их смысла ещё не пришло. Самое непереносимое это то, что гибель Офелии — осознанная необходимость. Что чистоте, преданности и покорности любящего сердца делать среди интриг и вероломства? Такое благородное сердце испытывает адовы муки, и хочется поскорее пресечь их. Это можно сделать, только когда сердце перестанет жить. Не может чистота сиять над грязью, ей лучше возвернуться в райский мир.
Офелия гибла и пела, И пела, сплетая венки; С цветами, венками и песнью На дно опустилась реки. Афанасий Фет.