Удивительно, что до Софьи Богдасаровой никто ещё не написал историю о российских преступлениях в сфере искусства. Поэтому я с огромным интересом читала (вернее, слушала, а потом читала) эту книгу.
Читать о знаменитых преступлениях всегда интересно, сразу вспоминаются голливудские фильмы и сериалы на эту тему, где вор тщательно готовит преступление, продумывает все варианты и действия, а потом виртуозно крадёт шедевр..
Но с русскими преступлениями так не получится. Русский преступник пренебрегает не только трезвым расчётом но и даже просто расчётом. Он может пойти "на дело" без предварительного плана, просто выпив перед этим бутылку водки или совершить преступление здесь и сейчас, потому что это только что пришло ему в голову.
Поэтому название книги Софьи Багдасаровой "Воры, вандалы и идиоты" как нельзя лучше отражает её содержание.
В книге довольно широкие временные границы, от основания Эрмитажа до наших дней. Несомненно, в книге использовались журналистские публикации, но основной источник информации - люди.
Софья Богдасарова встречалась и с криминальными авторитетами, и с искусствоведами, и с бывшими следователями. Выдержки из этих интервью можно прочитать в книге., И в основном, именно на этих сведениях, строится само повествование.
Самые умные и рассудительные российские преступники, «элита», в сфере искусства - это поддельщики, «мастера», которые подделывают картины и другие произведения искусства. Здесь довольно редко встречаются какие-то глупые или нелепые случаи.
А вот при похищении икон, картин и ювелирных украшений воры-идиоты встречаются намного чаще.
Представьте себе вора, который украл 602 бриллианта и потом просто прятался за иконостасом, пока от голода не выпал на головы полицейским. Где такое ещё можно представить, как не в России?
Особенно мне понравилась история об одесских антикварах, которые создали «тиару Сайтаферна» и продали её в...Лувр. Признанные знатоки искусства купили очень красивую, но фальшивую, тиару за двести тысяч франков, взятых в долг у меценатов под поручительство французского правительства. По иронии судьбы, эпохальная сделка совершилась 1 апреля 1896 года.
Дело раскрылось, но, как ни странно, никто не пострадал и даже не поплатился деньгами. Более того, эта история ничему французских антикваров не научила.
В 1962 году Лувр за неоглашенную сумму приобрёл «произведение античной торевтики первостепенного значения» - серебряный позолоченный ритон в форме кабаньей головы с рельефными фигурами скифов.
Нужно ли говорить, что это было произведение того же Лейбы Гохмана и ещё один такой же ритон валяется в запасниках московского Исторического музея.
Не буду рассказывать обо всех интересных историях, описанных в этой книге. Поверьте, читать её так же интересно, как впервые смотреть «Одиннадцать друзей Оушена».
Если хотите печатный вариант (а я хотела), то учитывайте, что книга довольно большого формата, с интересно оформленной обложкой. Страницы плотные. В книге забавные иллюстрации и довольно много фотографий. Всё, как я люблю.
С удовольствием советую эту книгу к прочтению всем, кто любит искусство и не скучные, с юмором истории.