Марина всегда мечтала жить в большой семье. Такая была в ее детстве. Они переехали в Россию, когда ей не было и шести. И вся ее многочисленная родня осталась в Белоруссии: бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные и троюродные братья и сестры. Они встречались часто, и всегда было весело. Бывали случаи, когда взрослые разнимали детвору, но все же дети скучали друг по другу и радовались при встрече.
Когда Марина встретила Игоря, и подумать не могла, что вновь приобретет большую и дружную семью.
Сначала Игорь познакомил ее с родителями, а когда речь зашла о свадьбе, Марину повезли на смотрины к бабушке и деду Игоря. Вот тогда и собрались все ее будущие родственники. Встретили Марину, как родную. Бывает так, что сразу располагаешься к людям. Так случилось и с Мариной.
Свадьба была веселая и шумная. Продумали целый сценарий, и в представлении принимала участие вся родня.
- Ты теперь наша. Мы тебя в обиду не дадим, — постоянно твердила бабушка Игоря.
Таисия Ивановна добрая, но со стержнем. То, что она держала всю семью, Марина поняла, когда ее не стало. Двое ее сыновей с семьями каждые выходные приезжали в «родовое гнездо». Помогали с хозяйством и просто отдыхали. Часто привозили друзей. Всем находилось место в старом, но большом и уютном доме. И всем были рады. Теперь и Марина с Игорем проводили все выходные с родней.
Потом появилась Дашка. Имя согласовывали с бабушкой. Это была традиция. Марина хотела назвать дочку Вероникой. Но бабушка попросила:
- Давай Дарьей назовём. Хорошее имя. Так сестру мою звали.
- Пусть будет Дашка.
Марина была не против. Уж очень она уважала бабу Таю и верила, что имя, которое та придумала ее дочери, принесёт ей счастье.
Когда они разошлись с Игорем, бабушка переживала больше всех. Примирить супругов пыталась вся родня, но в итоге все смирились.
- Мариш, ты же родная, как мы без тебя, — причитала Таисия Ивановна. — Ты приезжай к нам. Мы тебе всегда рады.
- Конечно. Я буду приезжать и очень часто -ответила Марина, обнимая бабушку Игоря.
Марина приезжала, но с каждым годом реже и реже. А дочку с отцом отравляла в деревню постоянно.
Внуков и правнуков бабушка Тая всегда приезжала поздравлять сама. И это тоже была традиция. А на Дашкино шестнадцатилетние собрались почти все родственники.
Соседи удивлялись.
- Какие же вы молодцы. Девочку не забываете.
- Так они же наши, — удивлялась бабушка. - И Марина наша, и Дашенька.
Если бы не родня, неизвестно, как бы повел себя ее бывший. Даже когда он завел новую семью, Дашке помогать не перестал.
Семейная глыба разрушилась за два года. Сначала умер дедушка. Через год ушла из жизни Таисия Ивановна.
Делить имущество дети стали едва ли не на похоронах. Было бы разумнее сохранить «родовое гнездо» в целости и по-прежнему собираться в нем вместе. На этом настаивал дядя Игоря.
Марина слушала Петра Семёновича и соглашалась с ним. Он в последние годы перестраивал родительский дом. Не согласен был Иван Семенович, ее бывший свёкор. Он настаивал на другом:
- Продать и поделить деньги. Без единого хозяина дом развалится.
Тоже аргумент. Трудно не согласиться. Но и с продажей дома тоже не получилось. Брат предъявил к разделу счет: деньги, потраченные им на ремонт дома, он хотел вернуть с его продажи. Дело дошло до суда. В итоге братья разругались окончательно, а следом и их жены. А потом и дети перестали общаться.
На свадьбу к Дашке гостей собрать не получилось. Родня под разными предлогами отказались прийти. Отметили скромно в кафе. Молодежи было больше, чем родни. Марина, вспоминая свою шумную свадьбу, понимала, как обделена ее дочь.
Свёкор в кафе не пришел, сказался больным. Пришел вечером уже домой. На кухне наскоро накрыли стол и продолжили «веселье» уже без молодых. Свекор обижался на Марину за то, что она встала на сторону его брата. Не удержался и в этот день. Стал доказывать свою правоту и по-прежнему ругать брата. Свекровь и Игорь поддакивали ему.
Марина не выдержала:
- Может хватит вам враждовать? Представляете, что сказала бы Таисия Ивановна.... Как вот ее душе то быть спокойно, когда у вас тут такое...
Все стихли, как будто строгая и принципиальная баба Тая была рядом. Марина продолжала:
- Что же вы наделали? Вы даже не представляете, как вам все завидовали. Вы потеряли самое главное в этой жизни. Таисия Ивановна похоже одна понимала, как важна поддержка близких и родных людей, и всеми силами сплачивала вас. Ее не стало – не стало и семьи.
Все молчали. И каждый думал о своем, быстро всплывали теплые воспоминания о веселых праздниках и вкусных ужинах. Воспоминания о том, какой дружной семьей они когда то были.
-Раз теперь Таисии Ивановны нет, значит я буду за нее- серьезно сказала Марина - мы все семья, нужно всем высказаться, помириться и жить, как раньше, кто за?
Неловкую паузу нарушил Игорь:
-Я за, Марина права
-И я, правильные слова - присоединилась бывшая свекровь
Марина улыбнулась уголками губ и в душе стало легче, в этом момент она представила Таисию Ивановну, она сидела за столом, подперев кулаком подбородок и слезы радости блестели в ее глазах...