Найти тему
_midonna_

«Преступление и наказание», теория и двойники в романе

Оглавление

Ф. М. Достоевский

Дом Раскольникова. Художник Илья Глазунов
Дом Раскольникова. Художник Илья Глазунов

Аннотация

Герой романа - Родион Раскольников - студент, который "задавлен бедностью". Он поддался популярным в то время идеям о том, что все люди делятся на "тварей дрожащих" и "наполеонов". Так он решается на убийство злой и жадной старухи-процентщицы, чтобы разом изменить свою судьбу и поправить положение своей семьи. Философия вступает в конфликт с совестью и душевным состоянием героя: он не в силах справиться с тяжким бременем преступления.

Мои впечатления

Не могу собрать все свои впечатления в единое целое даже через несколько дней после того, как закончила книгу. Однако постараюсь это сделать.

Итак, этот роман теперь занимает у меня почётное первое место среди классики! Он вызвал во мне огромное количество эмоций. Это были и отвращение, и отторжение, и печаль, сочувствие, интерес. 

Сюжет и образ Петербурга

«Преступление и наказание»- это своеобразный «детектив наоборот», так ещё и наполненный психологизмом и философией. Мы с самого начала знаем, кто совершит преступление, более того, это случается в первой же части романа. Но куда важнее мотивы и состояние героя после. Именно этому уделяется основная, большая часть книги. 

Весь роман пропитан тяжёлой и угнетающей атмосферой. Петербург предстаёт будто самостоятельным героем. Это бедный, мрачный, полный пьяниц и нищих город, который сводит с ума людей, «заражает» как болезнь (интересно и то, что в описаниях фигурирует жёлтый цвет- цвет болезни).

Замечали ли вы, как часто Раскольникову становится жарко и душно? Это тоже важная деталь. Город буквально давит на героя, ему тесно, не хватает воздуха. Даже его комната сравнивается с гробом. А мрак, слякоть и грязь пробуждают в Родионе отвращение и презрение к себе и окружающим.

«Это город полусумасшедших… Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге»

Очень часто становилось тяжело читать, так как почти каждая страничка пропитана болью и страданиями. А от сцены убийства, снов Раскольникова, даже иногда от поведения некоторых героев становилось реально жутко. 

И если в множестве других книг, тяжёлые моменты чередуются с более менее лёгкими, добрыми, забавными… то здесь таких попросту нет. Всё омрачено некой безысходностью и тревогой. Действие идёт дальше, новые страдания, новые сломанные судьбы, а «передышка», переключение на что-то более светлое и не такое эмоциональное отсутствует. Но, думаю, по другому передать суть романа было бы нельзя. И всё же в самом конце, на последней странице появляется надежда, возможность более счастливого будущего. 

Что же насчёт героев?

Каждый прописан детально и многогранно. Однозначно, мои фавориты- Дуня и Разумихин. Соня вызвала во мне немного меньше симпатии, хотя признаю- она очень, если даже не самый, важный персонаж, оказавший сильное влияние на Раскольникова (а ещё чистое воплощение синдрома спасателя). Ну и Раскольников… неоднозначный образ. Да, оправдать его поступок нельзя, но невольно подмечаешь и его положительные поступки и качества. Нельзя назвать его полноценным злом. Нет, у него есть шанс на новую жизнь, а те испытываемые им муки и болезненное состояние после преступления иной раз доказывают, что его душа не была готова к этому шагу, он попросту не смог вынести содеянного.

Иллюстрация Д. Шмаринова
Иллюстрация Д. Шмаринова

Теория Раскольникова

«…мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

Теория Раскольникова заключается в разделении людей на два разряда: «твари дрожащие» («низшие люди») и «право имеющие» («Наполеоны»).

Первые- обыкновенные, ничем не примечательные. Они послушны и консервативны. Эти люди являются расходным материалом для второй категории.

«Право имеющие» же могут сказать «новое слово», имеют право переступить через жизни обыкновенных людей, чтобы достичь своей цели. То есть, в их власти распоряжаться судьбами других.

«За одну жизнь- тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения»

Эти слова произносит студент в распивочной. Они оказывают огромное влияние на Раскольникова, ведь он услышал от другого человека свои же мысли, как раз во время размышления над ними. Это совпадение Родион воспринял как «предопределение, указание».

Раскольников пытается оправдать своё преступление соображениями высшего блага. Эту же идею он раскрывает и в своей статье. Герой утверждает в ней , что всякий великий человек по своей природе является в той или иной степени преступником, так как «разрушает настоящее во имя лучшего». Родион также говорит, что «новое слово» выдающейся личности оправдывает любые средства.

Сам Раскольников также убежден в собственной исключительности. Это подтверждают и его слова о том, что он убил, чтобы «сделаться Наполеоном», проверить себя («вошь» он или человек») и свою теорию. Убийство для него было своеобразным психологическим тестом на собственную гениальность.

Художник Илья Глазунов. Соня Мармеладова и Раскольников
Художник Илья Глазунов. Соня Мармеладова и Раскольников

Двойники Раскольникова

Двойники- это персонажи с доведенными до предела качествами и идеями главного героя, тем самым наглядно их показывающие.

К ним можно отнести:

  • Свидригайлова
  • Лужина
  • Студента из распивочной
  • Порфирия Петровича

Разберём подробнее образ Свидригайлова

И.Л. Альми в статье «К вопросу о психологизме Достоевского» пишет: «Раскольников мало-помалу приходит к пониманию лежащих перед ним возможностей. Одна — желанная — внутренне преодолеть содеянное, соединиться с людьми “поверх преступления”. Другая — полярная ей — уйти от всех, жить на “аршине пространства”. Последняя — убедившись в недостижимости двух первых, “кончить” любой ценой — самоубийством или признанием».

Каким же путем пошёл Свидригайлов? Последним

То есть, этот герой олицетворяет альтернативную судьбу Раскольникова.

Если начать сравнивать двух героев между собой, то можно заметить их отношение к содеянным вещам. Раскольников, хоть и считает страрушку «вошью», всё же после преступления впадает в болезненное состояние, не может перестать думать об этом, им овладевают тревога и паранойя.

Свидригайлов же по сути «переступил» через свою жену, тоже пошёл на убийство и, можно сказать, что не единожды. Из-за него покончили с собой лакей Филька и девочка-сирота. И каково же его отношение к этому?

Свидригайлов не переживает, не испытывает душевных мук. Он даже предлагает Раскольникову деньги, чтобы тот уехал и продолжил жить дальше. Вот только Раскольников, в отличии от Свидригайлова, не может просто забыть о содеянном.

В этом и проявляется «двойничество» героев. Как я уже сказала, Свидригайлов воплощает второй возможный вариант судьбы Родиона. Он настолько разрушил себя, что для него невозможно исцеление, поэтому герой и отправляется в своё последнее «путешествие» в Америку. Раскольников же в конце романа всё-таки встаёт на путь искупления.

«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого»