Найти тему
Александр Матусевич

ДВОЙНОЙ ЮБИЛЕЙ

20 февраля в Светлановском зале Московского международного дома музыки состоялся авторский концерт композитора Игоря Еварда, приуроченный к 60-летию маэстро.

Контрапунктом к личному юбилею известного московского музыканта стала и другая памятная дата, на данном концерте особо не акцентировавшаяся, поскольку все внимание было отдано персональному юбиляру, однако забыть о которой никак невозможно: это 20-летие основанной Евардом всероссийской музыкальной газеты «Играем с начала», главным редактором которой он является с момента возникновения и по сей день.

Деятельность Игоря Еварда многогранна, а его биография богата событиями и нетривиальными сюжетными поворотами. Редакторская страничка в ней не случайна: еще с 1991 года Евард работал музыкальным журналистом, был ведущим и музыкальным редактором на Смоленском радио, с давних пор является членом Союза журналистов России. В начале нынешнего века он сумел создать новую музыкальную газету, содержание которой в значительной степени посвящено вопросам музыкального образования и педагогики. И это тоже не случайно, поскольку Евард много лет занимался преподавательской деятельностью и интерес к этой проблематике у него вполне объясним — получив музыкальное образование в московском Институте культуры он вел уроки гитары, позже, защитив кандидатскую диссертацию по философским наукам, преподавал эстетику в Московском гуманитарном университете, был директором школы творчества при этом вузе.

Отдавая должное организаторским и просветительским способностям Игоря Аркадьевича — а на его счету, помимо успешно функционирующей два десятилетия газеты, еще и два международных конкурса современной музыки, виолончельный фестиваль и конкурс классического романса — главное внимание юбилейного концерта в Светлановском зале ММДМ конечно же было посвящено его композиторской деятельности: весь вечер под сводами огромного дворца на Красных холмах звучала музыка одного автора.

Авторский вечер современного композитора — событие, с одной стороны, не такое уж и редкое, поскольку композиторов в нашем отечестве немало, а в Москве, где в основном концентрируются представители творческих профессий, и подавно, но с другой, по-прежнему нетривиальное. Конкурировать современным авторам с великими классиками, чьи имена широко и давно известны и чье творчество гарантированно привлекает публику в концертные залы, непросто. Чаще всего авторские вечера проходят в небольших залах — в Московском доме композиторов, Рахманиновском или Малом залах консерватории и др.: собрать огромную аудиторию способно только большое имя-бренд. Однако Игорю Еварду и его музыке это оказалось под силу — циклопический Светлановский зал был заполнен если не под завязку, то в значительной степени, а это уже — очень хороший показатель для современной музыки, которая на подобного рода мероприятии звучит не как некая изюминка, дополняя и оттеняя классику, а является главным и единственным фигурантом.

-2

Свое музыкальное образование уроженец Вильнюса и выпускник Ленинградского горного института получал уже в более зрелом возрасте в столичном Институте культуры, а его наставником стал известный отечественный композитор Ефрем Подгайц — создатель собственной вселенной звуков, мелодий и гармоний, автор с исключительно индивидуальным и легко узнаваемым стилем. Прокофьевское начало, очень сильное у Подгайца, хотя, конечно, преломленное его талантом совершенно по-своему, слышно и у Игоря Еварда — его музыка характеризуется мелодическим богатством, гармонической и ритмической изысканностью и смелостью, при этом композитор не покидает рамки тональной музыки и может предложить новое и неожиданное в комфортном для массового слушателя звуковом континууме. Еще одна отличительная черта музыки Еварда — яркая экспрессия и динамизм: стремительные, то бодрые, то тревожные музыкальные темы, развиваются свободно, словно полет фантазии, быстро достигая кульминационных высот, радуя слушателя яркой экстатикой.

В концерте были представлены два основных пласта в творчестве Игоря Еварда — серьезная симфоническая музыка академического толка и классический кроссовер. Первый отличает богатство тематизма и умение композитора работать с формой, создавать интересные звуковые миры, добиваться нетривиального и порой неожиданного развития и разрешения музыкальных идей. Второй, при всем налете эстрадности, что нашло воплощение в опоре на бытовые вокальные и танцевальные мелодии и ритмы, а также на использование микрофона при работе вокалистов, все же имеет четкую связь с классическими представлениями о музыкальной материи. А потому между первым и вторым нет непреодолимого водораздела и тем более противоречия, они гармонично связаны в творчестве Еварда, а потому весь концерт в целом воспринимался как единое в своей эстетике послание автора «городу и миру».

К прозвучавшим сочинениям «симфонической серьезности» можно отнести фантазию «Пробуждение Земли», поэму «Песнь Таборной горы», фантазию «Святой Сатир»: их исполнил Московский государственный академический симфонический оркестр под дирижерскую палочку маэстро Николая Хондзинского. Как верно отметил ведущий концерт Артем Варгафтик, творчество современного композитора немыслимо без ведения диалога с композиторами-титанами прошлого. А потому неслучайно в этих сочинениях Еварда слышатся отголоски звуковых миров Малера, Стравинского или Дебюсси. Но вместе с тем, как считал великий сказочник от музыки и великий учитель композиторов и музыкантов Римский-Корсаков, высокая эклектика, творческое переживание и «переработка» всего предыдущего музыкального опыта человечества и его преломление в собственных сочинениях — это не только возможный, но и желательный, если не единственно верный путь в развитии композиторской мысли.

-3

Кроссовер был представлен такими опусами Еварда как «Camino», «Starlight», «Танец», «Rainbow bridge», «В минуту жизни», «Amistad» и «Time» - они были исполнены сольно или в дуэтах сопрано Елизаветой Нарсией и Екатериной Смолиной, тенорами Сергеем Писаревым и Валерием Макаровым, в исполнении композиций во втором отделении приняла участие Хоровая капелла имени Юрлова. Прозвучали сочинения на четырех языках — русском, испанском, английском и латыни: всех их характеризует ценное и абсолютно необходимое в эстрадной музыке качество — яркий и запоминающийся мелодизм. Для презентации этих сочинений (а почти все исполненное в юбилейный вечер — это мировые премьеры) композитор выбрал голоса не эстрадных, а академических вокалистов — полнозвучные, красивые, тембрально богатые, умелые, легко справляющиеся с любыми техническими сложностями. Евард словно говорит нам — посмотрите, вот какой может быть эстрада! И в легких жанрах могут царить красота и эстетизм, а не обязательно лишь одни назойливые ритмы, примитивные мелодии, чудовищные тексты и некрасивые, а порой и просто некондиционные голоса! Своим творчеством композитор поднимает легкие жанры до высокого уровня, обогащая их неисчерпаемыми сокровищами, заложенными в классической музыке.

27 февраля 2023 г., "Музыкальный клондайк"