Найти в Дзене
Команда PRIDUM💡

«Сын человеческий» и другие литографии Магритта в Санкт-Петербурге

Всем привет из северной столицы! На связи София, студентка СПбГУ и автор статей о прогулках по музеям. Сегодня я поделюсь впечатлениями о выставке «Рене Магритт. Вероломство образов». В России нет собраний работ этого художника, кроме выставки в «Брусницыне», где представлены 50 цветных литографий (печатной графики) Рене Магритта. Сюрреалистичные полотна предлагаются зрителю в качестве загадки, которую каждый расшифровывает по-своему. Правильных ответов нет. Посмотрим, как это было? ЭКСПОЗИЦИЯ Произведения выставлены в лофт-интерьере, но промышленный стиль не умаляет их красоты. Зритель будто находится в печатной мастерской или на заводе (например, обойной фабрике, где подрабатывал художник). А грустная инструментальная музыка, которая тихо играет на выставке, напоминает, что мы пришли посмотреть на искусство состоявшегося мастера, уже зафиксированное историей. Неопределённый стиль зала задаёт ощущение «вне времени и места», когда картины — абстрактные мысли, всплески идей — предстают
Оглавление

Всем привет из северной столицы! На связи София, студентка СПбГУ и автор статей о прогулках по музеям. Сегодня я поделюсь впечатлениями о выставке «Рене Магритт. Вероломство образов».

«Фальшивое зеркало», 1935
«Фальшивое зеркало», 1935

В России нет собраний работ этого художника, кроме выставки в «Брусницыне», где представлены 50 цветных литографий (печатной графики) Рене Магритта. Сюрреалистичные полотна предлагаются зрителю в качестве загадки, которую каждый расшифровывает по-своему. Правильных ответов нет. Посмотрим, как это было?

ЭКСПОЗИЦИЯ

Произведения выставлены в лофт-интерьере, но промышленный стиль не умаляет их красоты. Зритель будто находится в печатной мастерской или на заводе (например, обойной фабрике, где подрабатывал художник). А грустная инструментальная музыка, которая тихо играет на выставке, напоминает, что мы пришли посмотреть на искусство состоявшегося мастера, уже зафиксированное историей.

Неопределённый стиль зала задаёт ощущение «вне времени и места», когда картины — абстрактные мысли, всплески идей — предстают перед зрителем на таком же абстрактном фоне.

Я решила, что буду фотографировать картины без обрамлений, чтобы вы могли разглядеть саму суть, не отвлекаясь на обёртки.

В полотна хочется погружаться целиком и осознавать смыслы, заложенные автором. Было много подсказок, написанных под рамой создателями выставки: цитаты Магритта, исторические факты, расшифровки названий и основные идеи.

Больше всего мне понравилось то, как художник относился к любви и как пытался её передать: «смятение чувств, будоражащее душу». Его единственной музой и моделью была жена Жоржетта.

«Все изображения женщин, которые я произвёл, писал художник, это изображения моей жены».

Жоржетта была его другом и помощником, разделяла его скромный образ жизни, а он писал её фигуру и портреты снова и снова.

женщина мечты художника
женщина мечты художника

На фотографии красивая пара — Рене и Жоржетта — выглядят живо и современно:

-6

На выставке уделено внимание и тому, как художник сочетал собственное творчество с наследием мирового искусства, чем предвосхитил приёмы постмодернизма.

Человек в котелке, как символ безличия и усреднённой оболочки, является фоном для Флоры с полотна Боттичелли «Весна»
Человек в котелке, как символ безличия и усреднённой оболочки, является фоном для Флоры с полотна Боттичелли «Весна»

Картина «Сын человеческий», наконец, обрела для меня трактовку: зелёное яблоко, как символ искушения и запретного плода, постоянно находится перед лицом современного человека, оставляя его внутренний мир за собственной маской.

-8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Весь осмотр меня преследовала грустная музыка, играющая из колонок, что мне понравилось: есть в этих живописных произведениях много задумчивости и тоскливо-горького наблюдения за миром, анализа образов и человеческих путей.

Чтение текстов и внимательное знакомство с картинами в одном большом зале заняло у меня два часа. Было атмосферно, ощущалась связь с другими посетителями, погружёнными в изучение творчества Магритта.

Всем советую до закрытия посетить эту выставку в «Брусницыне» (Кожевенная линия, 30). Рядом с арт-центром есть рестораны, выход к воде, магазинчики со свечами и ретро-одеждой. Я даже успела на бесплатный мастер-класс по изготовлению свечи!💡

Посетила выставку и запечатлела литографии София Каморник