Найти тему

Польза стихов в развитии ребенка

Знаете ли вы, что чтение и заучивание стихотворений очень полезно для детей?

Начинать учить стихи с ребенком можно уже с 4-5 лет – это самый благоприятный возраст для запоминания информации. Чем больше вы учите стихов с ребенком, тем лучше тренируется его память и внимание, пополняется словарный запас, что в дальнейшем облегчит его коммуникацию в социуме и успехи в учебе. Также разучивание и чтение стихов развивают воображение ребенка.

Чтение стихов также развивает фонематический слух. Стихи для детей обычно многозвучны и это помогает ребенку понять связи звуков, почувствовать ритм произведения, чувства и эмоции, которые оно передает, что, в свою очередь, развивает язык и артикуляцию.

Также в стихах скрыта несомненная польза в развитии мозговой активности ребенка. Заучивание текстов стимулирует развитие межполушарных связей – клетки мозга получают усиленное кровоснабжение, что активирует их деятельность и дает гармоничное развитие мозга.

Для лучшего запоминания ребенком стихов есть один важный момент – они должны ему нравиться. Поэтому, чтобы не отбить у ребенка желание учить и запоминать стихи, нужно выбрать его любимые произведения. Также очень важно учить не механически, а чтобы ребенок понимал, что именно он учит. Если в тексте встречаются незнакомые или сложные слова или выражения, то нужно объяснить и проговорить их, чтобы впоследствии не было коверкания слов, запинок или механического неправильного запоминания.

Есть несколько способов запоминания стихотворений. Одни из них более популярны, другие малоизвестны.

  1. Учить построчно. Перед этим нужно медленно и с выражением прочитать стихотворение ребенку, а потом прочитать отдельно первую строку и попросить малыша ее повторить. Повторять нужно до тех пор, пока ребенок не сможет ее повторить правильно, без запинок и забывания слов. Таким же способом учим следующую строку, а затем обе строки объединяем и повторяем этот процесс для последующих строк. Детям постарше можно учить четверостишия.
  2. Также можно улучшить запоминание «пропевая» строчки стихотворения.
  3. Еще один способ – «простукивание» ритма стихотворного текста при запоминании.
  4. Необычный, но интересный способ запоминания, который подойдет тем, у кого больше развито визуальное восприятие текста – это рисование стихов. Конечно, это займет больше времени, но результат того стоит. Суть методики – изображение существительных в стихотворении при помощи картинок (кстати, часто в детских книгах прибегают к этому способу, когда вместо слов в текст ставят рисунок).
  5. Есть еще методика запоминания при помощи ассоциаций, что также тренирует воображение у ребенка.

Для лучшего запоминания рекомендуется повторять заученное стихотворение вечером, перед сном, и утром, после пробуждения.

Если ребенок забывает текст или путается, запинается, то не стоит его ругать, чтобы не отбить желание к заучиванию стихотворений. Просто повторите с ним текст – медленно и правильно, выразительно.

В заключение хочется отметить, что стихи вырабатывают эстетическое восприятие окружающего мира и открывают для ребенка волшебный мир поэзии и особое отношение к литературе с самого раннего детства.