Найти тему
Собака.ru

Мультсериал «Антология русского хоррора: Красный состав» — каким получился наш ответ «Любви, смерти и роботам»?

Хоррор-антологию «Красный состав», которая полностью вышла на more.tv, не то, чтобы очень ждали, но было любопытно увидеть, что получится, если смешать русские страшилки и современную анимацию. Результат неоднозначный: «Красный состав» можно долго хвалить, но также долго и ругать. Журналист «Собака.ru» Алексей Нимандов рассказывает, почему «Антология русского хоррора» не очень соответствует своему названию.

   Фото: more.tv
Фото: more.tv

Антология Netflix «Любовь, смерть и роботы» — несомненно, один из ярчайших проектов стриминга, успешно проживший уже три сезона, каждый из которых ждали и обсуждали во всем мире. Совершенно неудивительно, что эту концепцию кто-то решил повторить, но неожиданно, что сделать это решили в России.

Здесь нужно сразу указать на слона в комнате — «Антология русского хоррора» не вполне соответствует своему названию, так как это проект не только России, но еще Канады и Молдовы. Например, первую серию поставили режиссеры Джим Брайсон и Адам Джеффкоут, вторую — Сэмюэл Чоу, третью — Клемент Лаш и так далее. Назвать русскими эти короткометражки сложно и с точки зрения визуала — слишком очевидна оглядка на Голливуд. Серия «Князь» явно отсылает к «Безумному Максу», «Лесной царь» похож на мультфильмы DreamWorks, «Гробовщик» мог бы сойти за шалость Тима Бертона, а эпизод «Можарово» будто ставил Ричард Линклейтер, режиссер фильма «Помутнение».

Единственное, что позволяет назвать антологию действительно русским хоррором — произведения, которые легли в основу мультсериала. Экранизировали, например, рассказ Пушкина о гробовщике, текст Алексея Толстого «Семья вурдалака» и «Крысолова» Александра Грина. Но и тут есть оговорка — эпизод «Лесной царь» хоть и ссылается на Василия Жуковского, но первоисточник все-таки принадлежит перу немецкого классика Иоганна Гете (а тот вдохновлялся датской легендой, но это уже детали).

   Фото: more.tv
Фото: more.tv

Тот факт, что перед нами антология именно хоррора, дает «Красному составу» некоторое преимущество перед «Любовью, смертью и роботами». Оно заключается в четко обозначенной концепции, которой у проекта Netflix нет. Если окинуть взором три сезона «Любви, смерти и роботов», то можно обнаружить настоящую мультипликационную кашу, в которой по-настоящему гениальные эпизоды соседствуют с откровенным «проходняком», забывающимся сразу после просмотра. Это рождает вопрос — а по какому вообще принципу отбираются эти истории? Если уж не роботов, то любовь или смерть можно найти практически в любом существующем на Земле сюжете — от Шекспира и до фанфиков про майора Грома. «Антология русского хоррора» лишена подобных проблем — в первом сезоне 6 серий, каждая из которых пытается если уж не напугать зрителя, то хотя бы нагнать саспенс. Получается ли? Не всегда.

Проекту остро не хватает авантюризма и страсти к экспериментам. Первые две серии — «Крысолов» и «Семья вурдалака» — и вовсе способны отбить желание смотреть сезон дальше, потому что оба делают ставку на экшен, который, увы, не впечатляет. А о том, что это абсолютно не страшно, даже говорить не приходится.

   Фото: more.tv
Фото: more.tv

Однако всех, кто дотерпит до эпизода «Можарово», ждет награда, потому что это самая оригинальная и пугающая серия антологии. Мистика здесь ловко переплетена с социальным комментарием, а за персонажей, которые отправляются на поезде в опасное путешествие, действительно тревожно. Впечатление портит разве что несколько карикатурный молодой журналист, который, естественно, «ищет правду», но в остальном «Можарово» — это проработанный короткометражный хоррор, который за 20 минут рассказывает очень интересную историю.

А дальше начинаются те самые эксперименты, которых и ждешь от подобных проектов. Серия «Лесной царь» — это переложение известного стихотворения в декорации киберпанка, где царят социальное неравенство и алчные корпорации, а финальный эпизод «Гробовщик» привлекает своим визуальным исполнением. Это мрачная перекладная анимация — техника с покадровой съемкой плоских бумажных марионеток. Сама история при этом не то, чтобы цепляет, но наблюдать за картинкой также приятно и интересно, как и в недавнем «Пиноккио» от Гильермо дель Торо.

   Фото: more.tv
Фото: more.tv

Между этими двумя эпизодами зажат уже упомянутый «Князь» — та самая серия, которая очень напоминает «Безумного Макса». Она может привлечь разве что сеттингом — бандиты, одетые как русские богатыри, уничтожают мутантов (обычных людей, но у некоторых из них почему-то по четыре руки), а символом власти для них является детская игрушка. На бумаге интригует, но на деле «Князю» не хватает нарративной составляющей — о мире Нового Средневековья, в котором происходит действие, явно можно было рассказать больше и интереснее.

Несмотря на все недочеты, «Антология русского хоррора» все равно оставляет после себя скорее положительное впечатление — это хорошая попытка адаптировать формат «Любви, смерти и роботов» и разбавить его национальным колоритом, но этого самого колорита в итоге и не хватает. Если в дальнейшем авторы проекта дадут волю более смелым экспериментам как с визуалом, так и с сюжетами, и будут чуть меньше смотреть на Голливуд, это пойдет антологии только на пользу. Ведь уж чего-чего, а страшилок у нас хватает.

18+