Найти тему
РЭУ им. Г. В. Плеханова

Стиховедение: зачем изучать поэзию

Оглавление

На первый взгляд может показаться, что мир научных знаний и мир искусства не имеют ничего общего друг с другом. Однако чем дальше в будущее движется человечество, тем сильнее проявляется интеграция между различными сферами и отраслями жизни. Так начали появляться научные дисциплины, посвящённые изучению всех граней искусства и творчества. Сегодня речь пойдёт об одной из таких наук – о стиховедении.

Науки об искусстве

Прежде, чем перейти к более узкому направлению, предлагаем сначала ознакомиться с другими науками, которые так или иначе связаны с творчеством. 

Науки об искусстве принято подразделять на две большие группы: искусствознание и искусствоведение. К первой группе относятся изобразительное искусство, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство. Искусствоведение, в свою очередь, занимается изучением литературы, музыки, театра, кино. Науки, в которых рассматриваются искусствоведческие дисциплины, базируются на трёх составляющих: теории искусств, истории искусств и художественной критике. 

Главным отличием искусствознания от искусствоведения является большая умозрительность, аналитичность, стремление к синтезу и созданию гипотез/концепций/моделей, а также абстрагирование понятий.

Так, к искусствознанию принадлежит философия, социология, психология искусства, теория композиции, музеология, теория гармонии. А к искусствоведению – археология, иконография, библиография, история искусств. историография.

Что такое стиховедение?

Стиховедение – это наука о звуковой форме литературных произведений. Стиховедение подразделяется на три основные части:

  • Фонику (сочетания звуков);
  • Метрику (строение стиха);
  • Строфику (сочетания стихов).

Цель данной науки – обнаружение и установление места звуковой структуры в общей структуре произведения, а также открытие её связи с языковой и образной  структурами. 

Для чего существует стиховедение?

Признавайтесь: на уроках литературы в школе вы терпеть не могли учить стихотворные размеры и литературные термины. Хоть это и кажется на первый взгляд скучнейшим занятием из всех существующих, на деле за занавесом кроется множество увлекательных сюжетов. А всё потому, что стих – это особый канал передачи информации. Понять её целиком и полностью сможет лишь тот, кто сумеет проникнуть в самые глубины, в контекст и подтекст произведения. К сожалению, сделать это без специальных знаний и навыков практически невозможно.

Кроме того, литература и стихосложение – это живые виды искусства в том смысле, что они постоянно видоизменяются под влиянием времени и текущей обстановки. Хоть стихотворные размеры (ямб, хорей, амфибрахий) остались прежними по своей структуре, всё–таки некоторые изменения в них имеют место быть.

Благодаря этому и появилось стиховедение. Оно помогает учёным понять, в чём же заключается контекст стихотворных произведений. Ведь одно и то же событие или один и тот же инструмент, используемый в разное время,  могут нести совершенно разный посыл. Это касается и мира искусства.

Как работают стиховеды?

Одна из задач стиховедения – это восстановление контекста. Для этого стиховеды используют количественные методы. Например, можно посчитать, как часто используется тот или иной размер, и благодаря этому понять, насколько информативно он звучал для современников автора. Т.е. мы, говоря условно, попадаем в своеобразную машину времени: после изучения подлинного контекста мы начинаем воспринимать его так, как задумывалось автором изначально. Также благодаря числовым методам исследования можно понять общие тенденции и закономерности в мире стихотворений.

С другой стороны, стиховедение всё ещё остаётся гуманитарной наукой, хотя по своему духу оно ближе к лингвистике, нежели к филологии. Из-за использования различных методик и подходов к стихотворениям между филологами и стиховедами часто возникает взаимонепонимание.

Более того, если филологи объясняют те или иные изменения в стихотворениях влиянием внешним причин, то вот стиховеды редко этим пользуются. Например, нам известно, что вплоть до середины XIX века русские поэты чаще всего использовали только два размера – ямб и хорей. А вот с эпохи Некрасова и Фета произошёл резкий переход к дактилю, анапесту и амфибрахию. В чём причина столь резких изменений? Стиховед бы ответил, что в обществе возникла усталость от постоянного использования одних и тех же стихотворных размеров. Как результат, на смену им пришли другие, более выразительные. Однако никакого социального подтекста в изменениях подобного рода стиховед не наблюдает.

Заключение

Стиховедение, пожалуй, остаётся одной из самых необычных наук. Кто бы мог подумать, что на творчество можно посмотреть с точки зрения точных наук и получить из этого весьма конкретные знания? Возможно, это говорит о том, что в нашем мире гораздо больше вещей связано между собой,чем может показаться на первый взгляд. И стиховедение – прямое тому доказательство.

#СНО_РЭУ #ИнтереСНО