Рынок труда быстро меняется, возникают новые профессии, и перед современными абитуриентами стоит непростая задача: угадать, на кого пойти учиться, чтобы удачно построить карьеру. Многие задумывается о модных IT-профессиях. Но долго ли продлится технический бум? Можно ли построить успешную карьеру на soft skills и кто будет востребован больше, гуманитарии или технари, редакции Synergy Times рассказал кандидат социологических наук Филипп Малахов.
Почему случился IT-бум
Периодически какие-то профессии входят в моду, и все начинают массово на них обучаться. Например, в 90-х была мода на экономистов и юристов. Их появилось столько, что на всех специалистов не хватало рабочих мест. Сейчас то же происходит в сфере IT. И это неслучайно: в Советском Союзе была сильная техническая школа.
Но в конце XX века рыночная экономика привела к тому, что миром стали править гуманитарии: маркетологи, коучи, журналисты. Инженерную школу и цифровые технологии на время оставили без внимания. Были востребованы идеологи, которые могли подарить обществу новые смыслы, сформулировать новые законы.
Однако, когда возник кризис производства, стало необходимым не просто показывать презентации, а действительно изобретать своё. Вернулась эпоха технарей. Зарплаты в айти начали расти около 15 лет назад, государство стало поощрять разработки и модернизировать систему обучения. Многие компании сейчас стремятся создать сайты и приложения, пишут софт под свои нужды. Спрос на работников IT-сферы кажется огромным.
При этом надо уточнить, кого мы называем востребованными айтишниками. Есть профессии, где не нужно обладать навыками кодирования: UX–дизайнеры, тестировщики. Их ситуация сложнее, чем у программистов, считает Филипп Малахов.
В ближайшей перспективе no-code-подход будет терять актуальность. Джуниоров с их сайтами в конструкторах или базовыми навыками кодирования могут заменить специальные программы и нейросети.
Филипп Малахов
Технарей труднее заменить
У дипломированных программистов априори больше шансов оказаться в рядах дефицитных специалистов. Их всегда меньше, ведь техническое образование сложнее гуманитарного. При необходимости человек технического склада ума может публично выступить с презентацией, гуманитарию же вникнуть в алгебраические функции трудно, утверждает эксперт.
«Если на роль пиарщика можно взять любого родственника, снабдить его книгами и объяснить, как постить новые материалы, то программиста так быстро обучить и взять на работу вы не сможете», – говорит Филипп.
Работодатель может уволить копирайтера и быстро ввести в проект нового сотрудника, но взять нового бэкенд-разработчика и попросить дописать код за коллегой будет проблематично. К тому же, есть сложные технические проекты, например, в военной промышленности, где все данные находятся под грифом секретности. Чтобы новый специалист продолжил трудиться над подобной разработкой, нужно много времени, дополнительного обучения, других процедур.
Могу привести в пример создателей «ВКонтакте» и мессенджера Telegram Николая и Павла Дуровых. Павла Дурова знают все, он идейный лидер и настоящий гуманитарий: генерировал идеи, выступал с презентациями, общался со СМИ, доносил ценности своей компании. По идее, на его месте мог бы оказаться другой харизматичный человек. А вот брат Павла, Николай, создавал уникальные сложные разработки, благодаря которым эти продукты и получили мировую популярность. Заменить его без потери имиджа продукта не получилось бы.
Филипп Малахов
Гуманитариям труднее показать компетентность
Существуют гуманитарные профессии, которые себя дискредитировали, считает социолог. Недавно была мода на инфоцыган, которые учили всех ходить, дышать и думать правильно.
Кроме того, в гуманитарной сфере бывает сложно доказать результат: исследования в социальных сферах легко сфальсифицировать, культурологи могут придумать ценность любому произведению искусства и т. д. Проблема оценки гуманитарной работы заключается в том, что её сложно проверить.
Например, антропологи выдвигают новые теории о том, почему люди уезжают за рубеж. Они могут заявить о любых факторах, которые влияют на массовую миграцию, аргументировать каждую из теорий, вольно интерпретировать данные. Всё, что они предоставляют, ― это слова, результаты мыслительного процесса, а также статистика, которую можно рассмотреть под разными углами. В гуманитарной сфере показать компетентность работника бывает непросто.
Технарь же предоставляет программу, по которой сразу можно понять, хороший он специалист или нет. Его продукт либо работает, либо нет.
Может ли гуманитарий стать технарём
Филипп Малахов считает, что шансы такие же, как у собаки стать кошкой. У каждого человека есть особенности и таланты. Пытаться пойти против природы и насильно учить нелюбимый предмет ― не лучшая идея. Можно стать хорошим маркетологом, зачем быть плохим программистом?
Сейчас есть тенденция на переобучение людей с гуманитарным мышлением в технари. Многие ненадолго задерживаются на подобных курсах, ведь, чтобы делать успехи в разработке, нужно иметь склонность к пониманию алгоритмов. Кроме того, стать успешным программистом (дизайнером, тестировщиком, аналитиком) за два месяца невозможно. Для полноценного обучения и выхода на работу нужен опыт, в идеале ― профильное образование.
«Лучше всего для гуманитариев, пожалуй, осознать свою суперсилу и пойти в смежную область, например, в IT-копирайтинг, или проджект-менеджмент. В сфере айти постоянно требуются талантливые управленцы, дизайнеры, креативщики, которые смогут красиво упаковать продукт и донести его ценность для рынка. Нужда в таких специалистах будет всегда», ― считает эксперт.
Как изменится рынок труда в будущем
Гуманитарные профессии будут так же востребованы, как и технические. У технарей иногда бывают проблемы с коммуникацией, им трудно привлечь внимание общества к своим продуктам. Например, нейросети, о которых сейчас столько говорят, появились уже лет десять назад, но ажиотаж начался только сейчас ― за счёт блогеров, журналистов и других обладателей soft skills.
Часто люди с техническим складом ума хорошо реализуют идеи, но придумывать их, а тем более собирать для этого ресурсы и команду им кажется непосильной задачей. И тут приходит звёздный час гуманитариев, таких, как Стив Джобс (который, кстати, был дизайнером). Они предлагают инновационные идеи, помогают найти на них средства, организуют работу, создают философию компании.
Востребованность разных специалистов зависит от кризисов, в которые попадает общество. Так, идеологический кризис при развале СССР привёл к возникновению элиты среди гуманитариев, а последовавший за ним технологический ― к буму в сфере айти.
В битве физиков и лириков шансы на счастливое будущее равны. Главное ― заниматься своим делом и получать профильное, не поверхностное образование. Специалист, обладающий большим опытом и знаниями, будет востребован в любой сфере, подчёркивает Филипп Малахов. В ближайшие 10 лет восстановится тенденция к профессионализму: будут востребованы работники с высшим образованием и специальными навыками. Если они хорошо делают свою работу, владеют не только словами, но и инструментами (аналитикой, теорией, умением работать с данными и подтверждать своё мнение фактами), то они будут нужны и в гуманитарной, и в технической среде.
Автор статьи: Анастасия Плотникова, редактор Synergy Times