Найти тему

Рассказываю про постановку твердого звука «Л» и в чем его отличие от мягкого «Л»

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

Многие удивлены, почему мягкий звук «Л» произносится легко, а твердый звук никак не дается.

Для того, чтобы понять, какое положение язык занимает при произнесении твердого и мягкого звуков «Л», надо произнести слова в разной позиции этих звуков, например, лак –ляк, лук-люк, лок-лёк и так далее. При произнесении твердого «Л» кончик языка поднимается вверх к верхним зубам, началу альвеол, задняя часть языка тоже поднимается вверх к мягкому небу, а средняя часть языка опущена. Таким образом, язык принимает положение, напоминающее ложку. Язык при этом напряженный.

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета
Кстати, для новичков на моем канале, немного расскажу о себе. Меня зовут Елена, я логопед-онлайн для взрослых и детей, имею большой опыт по исправлению дефектов речи, подробно рассказываю и показываю, как это сделать.
Подписывайтесь на мой канал, вы узнаете много интересного.

Что происходит при произнесении мягкого звука «Л»? Язык принимает совершенно другую форму. Задняя часть языка опущена, а средне-передняя часть языка поднимается вверх к твердому небу и концу альвеол. Язык теряет свою напряженность. Получается, что при артикуляции твердого «Л» язык напряженный, а при произношении мягкого «Л» он расслабленный. Поэтому мягкий звук «Л» удается произносить легко, а с твердым уже посложнее.

Что же делать?

Для начала нужно понять, может ли вы изолированно произносить звук «Л». Для этого нужно просто широко улыбнуться, открыть рот, поставить язык за верхние зубы и произнести длительно звук «Ллллл» (погудеть, как кораблик). Если получилось правильно произнести звук «Л», значит, этот звук у вас есть и его осталось только автоматизировать.

Если не получается, то необходимо каждый день проделывать комплекс упражнений, вырабатывающий правильную артикуляцию для постановки звука «Л».

«Лопатка»

Расслабленный язык кладем на нижнюю губу и удерживаем его.

Шлепаем губами по языку, говорим «Пя-пя-пя»

Кусаем язык по всей его поверхности, говорим «Та-та-та»

«Вкусное варенье»

Широким языком облизываем верхнюю губу сверху вниз.

«Качели»

Рот широко открыт, улыбаемся, упираемся языком сначала в верхние зубы, затем в нижние.

«Пароход»

Открыть рот, кончик языка опущен, говорим звук «Ыыыы»

«Индюк»

Широким языком водим по верхней губе вверх вниз и говорим «Бл-бл-бл».

«Маляр»

Рот широко открыт, улыбаемся, кончиком языка проводим по небу назад-вперед.

«Чистим верхние зубы»

Улыбаемся, ведем кончиком языка по внутренней стороне верхних зубов, начиная от дальнего коренного зуба, вправо и влево.

Упражнения, помогающие поставить звук «Л»

«Поймай звук»

Широко открываем рот, говорим «Аллл», прикусывая при этом язык зубами.

Использование межзубного произношения

Положите язык между зубами и произнести длительно звук «Ллллл» (погудеть, как кораблик). Затем переходим к произношению слогов, слов с использованием межзубного произношения: ла-ла-ла (язык при произношении прикусываем зубами). Но долго задерживаться на этапе межзубного произношения не рекомендуется, чтобы не выработалась неправильная привычка (произносить звук «Л» с помощью зубов). Потому что правильное положение языка при произношении звука «Л», когда кончик языка поднимается к верхним зубам.

Чередование

Чередуем эти два упражнения: язык между зубами и за верхними зубами (также гудим длительно, как кораблик): «Л-л-л-л-л». Затем переходим к слогам «Ла» (язык между зубами). «Ла» (язык наверху), «Ла-ла-ла-ла».

«Песенки»

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета
Говорим «Аааа» и стучим языком за верхними зубами «Ла-ла-ла-ла-ла». Как только звук стал получаться, переходим к другим гласным (э, о, у, ы). «Ээээ –лэ-лэ-лэ-лэ-лэ».

«Играем в слова»

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета
Начинаем произносить звук "Л" с любой гласной (а,о,у, ы, э), заканчиваем слог словом. Например, ла-ла-ла-лампа. Ло-ло-ло-ложка. Лу-лу-лу-лук.
Далее отрабатываем закрытые слоги. Ал-ал-ал-спал. Ол-ол-ол-укол. Ул-ул-ул уснул и так далее. Лучше в такую играть вдвоем: ребенок-мама, логопед – взрослый, взрослый –ребенок.

«Придумай предложение»

Ребенку или взрослому дается набор слов, содержащих звук «Л». Необходимо придумать предложение с этими словами. Например, лук, Лада, вырос, зеленый, огород. У Лады на огороде вырос зеленый лук.

Скороговорки

Вол попал в логово волка.
Наш Полкан лакал Байкал, да не вылакал.
Колдун долго колдовал в лодке.

Если у вас появились вопросы, приходите на бесплатную консультацию.

Подписывайтесь на мой канал, и вы узнаете много интересного.