Найти в Дзене

К 130-летию со дня рождения Всеволода Илларионовича Пудовкина (16/28 февраля 1893, Пенза – 30 июня 1953, Юрмала).

Фотография В.И. Пудовкина. 1914 г. РГАЛИ. Ф. 2060.
Фотография В.И. Пудовкина. 1914 г. РГАЛИ. Ф. 2060.

Великий режиссер, актер, один из основоположников советского кинематографа родился в многодетной семье владельца пензенского оружейного магазина Иллариона Епифановича Пудовкина и его супруги Елизаветы Александровны (в девичестве Шилкиной).

В четыре года мальчика привезли в Москву, с которой с тех пор он тесно связал всю свою жизнь, образование и творчество.

Искусство Всеволод полюбил еще в самом раннем возрасте, особенно музыку и живопись, сам хорошо рисовал. Однако будучи учеником 6-й Московской гимназии увлекся естественными науками и решил связать с ними свою профессию. В 1911 году он поступил на Отделение естественных наук Московского университета, но сразу после начала Первой мировой войны, не сдав экзамена, ушел добровольцем на фронт в 1-ю Гренадерскую артбригаду.

Фотография В.И. Пудовкина с мамой, братом и сестрами. [1900 г.] РГАЛИ. Ф. 2060.
Фотография В.И. Пудовкина с мамой, братом и сестрами. [1900 г.] РГАЛИ. Ф. 2060.

Поскольку к тому моменту Всеволод уже был знаком с фотографией и имел опыт работы с камерой, военное руководство решило использовать навыки молодого человека в съемках с аэроплана. Но всё определили печальные обстоятельства: в феврале 1915 года Пудовкин получил ранение и попал в плен, из которого ему удалось бежать лишь спустя три года.

Вернулся он в уже другую – советскую − страну.

По возвращении в Москву устраивается работать в канцелярию одного из эвакпунктов, а позже − химиком на завод «Фосген № 1». Именно в этот период будущий режиссер вспоминает о своем давнем увлечении фотографией и кинокамерой. Позднее он писал: «В 1920 году, когда мне было 27 лет, когда я работал на химическом заводе в качестве инженера и мог с полным основанием считать себя человеком с определившейся профессией и с определенным будущим, в моей жизни наступил резкий поворот. Я увлекся киноискусством. Пожалуй, чтобы сказать точнее я увлёкся будущим киноискусства» (РГАЛИ. Ф. 2060. Оп.1).

Рисунок В.И. Пудовкина. [1900-е гг.]. РГАЛИ. Ф. 2060.
Рисунок В.И. Пудовкина. [1900-е гг.]. РГАЛИ. Ф. 2060.

Всеволод Илларионович предпринимает довольно рискованный шаг: уходит из вполне понятной сферы приложения своих сил и поступает в Киношколу при Фотокиноотделе (в последствии ГИК). Хотя в начале 20-х годов кино только делало первые шаги, будущему режиссеру становилось все яснее, что это новое пространство культуры таит в себе огромный потенциал. А между тем позднее в одном из своих выступлений в Лондоне в 1930 году В.И. Пудовкин признавался, что некоторое время кинематограф вызывал в нем скепсис: «Я считал его плохим суррогатом театра − и только».

Это мнение сумел поменять первый наставник Пудовкина в Киношколе − молодой кинорежиссер Лев Владимирович Кулешов, чьи новаторские работы стояли у истоков советской кинематографии. В.И. Пудовкин вспоминал: «Пять лет я работал в группе Кулешова, выполняя буквально все задания, которые возможны в кинематографическом производстве. Я писал сценарии, рисовал эскизы, строил декорации, играл маленькие и большие актерские роли, выполнял административные поручения, ставил отдельные сцены и, наконец, монтировал». Л.В. Кулешов, считал, что главная задача искусства режиссера заключается в монтаже (умении находить нужный порядок кадров и их сочетаний).

Фотография В.И. Пудовкина перед отправкой на фронт. 1914 г. РГАЛИ. Ф. 2060.
Фотография В.И. Пудовкина перед отправкой на фронт. 1914 г. РГАЛИ. Ф. 2060.

Новая, во многом кропотливая, включавшая в себя множество экспериментов работа увлекла Всеволода Илларионовича. Переломным событием в его жизни стала встреча с будущей супругой Анной Николаевной Земцовой, которая на момент 20-х годов много писала о кино и его перспективах. Именно благодаря ей Пудовкин решил сменить работу ассистента режиссера и начал ставить собственные картины: «Она развивала и поддерживала во мне веру в себя, убеждала в правильности моих устремлений <…> Ей я обязан не только своими первыми самостоятельными шагами в режиссерской работе, но и многими из тех побед над собой, над своими ошибками и неудачами, в которых помощь и поддержка искреннего друга играют иной раз решающую роль» (РГАЛИ. Ф. 2060. Оп.1).

Стоит отметить, что, сменив сферу деятельности, режиссер все еще испытывал привязанность к естественным наукам, поэтому в 1925 году снял свой первый фильм «Механика головного мозга», посвященный работам известного физиолога И.П. Павлова. Далее появились картины «Мать», «Конец Санкт-Петербурга» и «Потомок Чингисхана». Все эти фильмы были немыми.

Первой же звуковой работой можно считать картину «Дезертир», выпущенную в 1930 году, в которой была представлена жизнь немецких рабочих. Работа над фильмом заняла почти два года, причем около полугода из них выпало исключительно на монтаж (склейку звука и изображения), а сам звуковой материал снимался на натуре.

5.	Фотография В.И. Пудовкина в роли юродивого в фильме С.М. Эйзенштейна «Иван Грозный». 1943 г. РГАЛИ. Ф. 2060.
5. Фотография В.И. Пудовкина в роли юродивого в фильме С.М. Эйзенштейна «Иван Грозный». 1943 г. РГАЛИ. Ф. 2060.

В.И. Пудовкину принадлежит авторство таких замечательных исторических фильмов, как «Минин и Пожарский» и «Суворов», снятых на небезызвестной киностудии «Мосфильм».

В период Великой Отечественной войны, во время эвакуации в Алма-Ату, режиссер сделал ряд значимых работ, среди которых «Во имя Родины» (по пьесе К.М. Симонова «Русские люди»), «Убийцы выходят на дорогу». Сразу после войны вышел еще один исторический фильм — «Адмирал Нахимов». Последней работой Пудовкина стал фильм «Возвращение Василия Бортникова», отснятый в 1953 году.

Говоря о режиссерской работе В.И. Пудовкина, не стоит забывать, что многим любителям кино он запомнился еще и как отличный актер. Он снимался практически во всех своих фильмах и часто играл в них роли второго плана. Другие режиссеры − И.Н. Перестиани, В.Р. Гардин, Л.В. Кулешов, Ф.А. Оцеп, С.М. Эйзенштейн − охотно давали Всеволоду Илларионовичу роли в своих картинах. Например, в фильме С.М. Эйзенштейна «Иван Грозный» Пудовкиным был превосходно передан образ юродивого Николы.

Диплом почетного члена Киноассоциации Бенгалии, выданной В.И. Пудовкину. 1951 г. РГАЛИ. Ф. 2060.
Диплом почетного члена Киноассоциации Бенгалии, выданной В.И. Пудовкину. 1951 г. РГАЛИ. Ф. 2060.

Замечательный режиссер и талантливый актер В.И. Пудовкин умер летом 1953 года от инфаркта, ставшего следствием недолеченной простуды.

За свою сравнительно недолгую жизнь режиссер внес неоценимый вклад в будущее кинопроизводства и был удостоен множества наград, среди которых особо примечателен диплом почетного члена Киноассоциации Бенгалии за 1951 год, подлинник которого имеется на хранении в РГАЛИ (РГАЛИ. Ф. 2060. Оп. 1).

В историю отечественного киноискусства Всеволод Илларионович вошел благодаря своим многочисленным режиссерским изысканиям. В.И. Пудовкиным были созданы новые технологии съемок, некоторые из которых широко применяются и в настоящее время. Также режиссеру принадлежит ряд статей по теории кинорежиссуры («Киносценарий», «Кинорежиссер и киноматериал» и пр.), вошедших в книгу «Film Technique». Множество статей было опубликовано издательством «Искусство» (ф. 652).

* * *

В РГАЛИ имеется одноименный фонд режиссера − № 2060, который насчитывает 403 единицы хранения за 1880-е – 1965 годы и представлен рукописями, письмами, статьями, афишами, многочисленными фотографиями, изобразительными материалами и вырезками из печатных изданий. Некоторые документы фонда были переданы из собрания фотографий по истории советского кино, а также из фондов М.В. Бабенчикова, А.М. Файко, С.М. Эйзенштейна и др. Основной же комплекс документов был передан в архив в 1965 году наследницей кинорежиссера О.Н. Шершневой.

Документы, относящиеся к деятельности режиссера, также отложились в личных фондах писателя В.Б. Шкловского (ф. 562), драматурга В.В. Вишневского (ф. 1038), режиссера С.М. Эйзенштейна (ф.1923) и пр. Интересные материалы представлены также в фондах гос. учреждений: Союза писателей СССР (ф. 631), Государственной академии художественных наук (ф. 941), издательства «Искусство» (ф. 652), Госкиноиздата (ф. 966) и т.д.

Ек. Стенчикова, ведущий специалист РГАЛИ