Великий режиссер, актер, один из основоположников советского кинематографа родился в многодетной семье владельца пензенского оружейного магазина Иллариона Епифановича Пудовкина и его супруги Елизаветы Александровны (в девичестве Шилкиной).
В четыре года мальчика привезли в Москву, с которой с тех пор он тесно связал всю свою жизнь, образование и творчество.
Искусство Всеволод полюбил еще в самом раннем возрасте, особенно музыку и живопись, сам хорошо рисовал. Однако будучи учеником 6-й Московской гимназии увлекся естественными науками и решил связать с ними свою профессию. В 1911 году он поступил на Отделение естественных наук Московского университета, но сразу после начала Первой мировой войны, не сдав экзамена, ушел добровольцем на фронт в 1-ю Гренадерскую артбригаду.
Поскольку к тому моменту Всеволод уже был знаком с фотографией и имел опыт работы с камерой, военное руководство решило использовать навыки молодого человека в съемках с аэроплана. Но всё определили печальные обстоятельства: в феврале 1915 года Пудовкин получил ранение и попал в плен, из которого ему удалось бежать лишь спустя три года.
Вернулся он в уже другую – советскую − страну.
По возвращении в Москву устраивается работать в канцелярию одного из эвакпунктов, а позже − химиком на завод «Фосген № 1». Именно в этот период будущий режиссер вспоминает о своем давнем увлечении фотографией и кинокамерой. Позднее он писал: «В 1920 году, когда мне было 27 лет, когда я работал на химическом заводе в качестве инженера и мог с полным основанием считать себя человеком с определившейся профессией и с определенным будущим, в моей жизни наступил резкий поворот. Я увлекся киноискусством. Пожалуй, чтобы сказать точнее я увлёкся будущим киноискусства» (РГАЛИ. Ф. 2060. Оп.1).
Всеволод Илларионович предпринимает довольно рискованный шаг: уходит из вполне понятной сферы приложения своих сил и поступает в Киношколу при Фотокиноотделе (в последствии ГИК). Хотя в начале 20-х годов кино только делало первые шаги, будущему режиссеру становилось все яснее, что это новое пространство культуры таит в себе огромный потенциал. А между тем позднее в одном из своих выступлений в Лондоне в 1930 году В.И. Пудовкин признавался, что некоторое время кинематограф вызывал в нем скепсис: «Я считал его плохим суррогатом театра − и только».
Это мнение сумел поменять первый наставник Пудовкина в Киношколе − молодой кинорежиссер Лев Владимирович Кулешов, чьи новаторские работы стояли у истоков советской кинематографии. В.И. Пудовкин вспоминал: «Пять лет я работал в группе Кулешова, выполняя буквально все задания, которые возможны в кинематографическом производстве. Я писал сценарии, рисовал эскизы, строил декорации, играл маленькие и большие актерские роли, выполнял административные поручения, ставил отдельные сцены и, наконец, монтировал». Л.В. Кулешов, считал, что главная задача искусства режиссера заключается в монтаже (умении находить нужный порядок кадров и их сочетаний).
Новая, во многом кропотливая, включавшая в себя множество экспериментов работа увлекла Всеволода Илларионовича. Переломным событием в его жизни стала встреча с будущей супругой Анной Николаевной Земцовой, которая на момент 20-х годов много писала о кино и его перспективах. Именно благодаря ей Пудовкин решил сменить работу ассистента режиссера и начал ставить собственные картины: «Она развивала и поддерживала во мне веру в себя, убеждала в правильности моих устремлений <…> Ей я обязан не только своими первыми самостоятельными шагами в режиссерской работе, но и многими из тех побед над собой, над своими ошибками и неудачами, в которых помощь и поддержка искреннего друга играют иной раз решающую роль» (РГАЛИ. Ф. 2060. Оп.1).
Стоит отметить, что, сменив сферу деятельности, режиссер все еще испытывал привязанность к естественным наукам, поэтому в 1925 году снял свой первый фильм «Механика головного мозга», посвященный работам известного физиолога И.П. Павлова. Далее появились картины «Мать», «Конец Санкт-Петербурга» и «Потомок Чингисхана». Все эти фильмы были немыми.
Первой же звуковой работой можно считать картину «Дезертир», выпущенную в 1930 году, в которой была представлена жизнь немецких рабочих. Работа над фильмом заняла почти два года, причем около полугода из них выпало исключительно на монтаж (склейку звука и изображения), а сам звуковой материал снимался на натуре.
В.И. Пудовкину принадлежит авторство таких замечательных исторических фильмов, как «Минин и Пожарский» и «Суворов», снятых на небезызвестной киностудии «Мосфильм».
В период Великой Отечественной войны, во время эвакуации в Алма-Ату, режиссер сделал ряд значимых работ, среди которых «Во имя Родины» (по пьесе К.М. Симонова «Русские люди»), «Убийцы выходят на дорогу». Сразу после войны вышел еще один исторический фильм — «Адмирал Нахимов». Последней работой Пудовкина стал фильм «Возвращение Василия Бортникова», отснятый в 1953 году.
Говоря о режиссерской работе В.И. Пудовкина, не стоит забывать, что многим любителям кино он запомнился еще и как отличный актер. Он снимался практически во всех своих фильмах и часто играл в них роли второго плана. Другие режиссеры − И.Н. Перестиани, В.Р. Гардин, Л.В. Кулешов, Ф.А. Оцеп, С.М. Эйзенштейн − охотно давали Всеволоду Илларионовичу роли в своих картинах. Например, в фильме С.М. Эйзенштейна «Иван Грозный» Пудовкиным был превосходно передан образ юродивого Николы.
Замечательный режиссер и талантливый актер В.И. Пудовкин умер летом 1953 года от инфаркта, ставшего следствием недолеченной простуды.
За свою сравнительно недолгую жизнь режиссер внес неоценимый вклад в будущее кинопроизводства и был удостоен множества наград, среди которых особо примечателен диплом почетного члена Киноассоциации Бенгалии за 1951 год, подлинник которого имеется на хранении в РГАЛИ (РГАЛИ. Ф. 2060. Оп. 1).
В историю отечественного киноискусства Всеволод Илларионович вошел благодаря своим многочисленным режиссерским изысканиям. В.И. Пудовкиным были созданы новые технологии съемок, некоторые из которых широко применяются и в настоящее время. Также режиссеру принадлежит ряд статей по теории кинорежиссуры («Киносценарий», «Кинорежиссер и киноматериал» и пр.), вошедших в книгу «Film Technique». Множество статей было опубликовано издательством «Искусство» (ф. 652).
* * *
В РГАЛИ имеется одноименный фонд режиссера − № 2060, который насчитывает 403 единицы хранения за 1880-е – 1965 годы и представлен рукописями, письмами, статьями, афишами, многочисленными фотографиями, изобразительными материалами и вырезками из печатных изданий. Некоторые документы фонда были переданы из собрания фотографий по истории советского кино, а также из фондов М.В. Бабенчикова, А.М. Файко, С.М. Эйзенштейна и др. Основной же комплекс документов был передан в архив в 1965 году наследницей кинорежиссера О.Н. Шершневой.
Документы, относящиеся к деятельности режиссера, также отложились в личных фондах писателя В.Б. Шкловского (ф. 562), драматурга В.В. Вишневского (ф. 1038), режиссера С.М. Эйзенштейна (ф.1923) и пр. Интересные материалы представлены также в фондах гос. учреждений: Союза писателей СССР (ф. 631), Государственной академии художественных наук (ф. 941), издательства «Искусство» (ф. 652), Госкиноиздата (ф. 966) и т.д.
Ек. Стенчикова, ведущий специалист РГАЛИ