Найти тему
ИА REX

Как нам следует относиться к Александру Вучичу?

В последние дни в российских медиа всё чаще поднимается тема поведения властей Сербии. Многочисленные авторы анализируют возможность скорого присоединения официального Белграда к санкциям против России и подписания сербскими властями договорённости с косовскими сепаратистами, которое может произойти уже 27 февраля. Вспоминаются и другие, мягко говоря, сомнительные с точки зрения сербских национальных интересов действия Александра Вучича и его приближённых, включая размещение в Белграде проукраинских билбордов и голосование за очередную антироссийскую резолюцию Генассамблеи ООН.

Российская информационная обслуга режима Вучича, как обычно, обеляет все его поступки. Любую критику в его адрес она считает несправедливыми нападками и связывает её с желанием незаслуженно дискредитировать нынешнего сербского лидера, который, по её мнению, отчаянно борется с давлением ведущих западных государств и демонстрирует образец максимально возможной в современной Европе «пророссийскости». С другой стороны, российский интернет всё больше заполняется едкими и злыми высказываниями про «сербских братушек», которые в очередной раз «предают Россию», но при этом продолжают пользоваться её дешёвым сырьём.

В связи с этим, представляется необходимым внести ясность в вопрос о том, как нам всё-таки стоит относиться к Вучичу и к его действиям на посту президента Сербии.

Александр Вучич. (cc) kremlin.ru
Александр Вучич. (cc) kremlin.ru

Ещё по теме

Саркастические пассажи про "братушек", разумеется, ложь: сербы как народ никогда не предавали Россию. В качестве иллюстрации можно сравнить, например, историческое поведение сербов и болгар. И Сербию, и Болгарию от турецкого ига освободила Российская империя. Вскоре после обретения самостоятельности власти обеих этих стран стали сателлитами врагов России. Однако если болгарское общество в целом (и не без удовольствия) усвоило русофобию, то сербы сказали ей чёткое «нет». Сербские добровольцы сражались на нашей стороне на Донбассе начиная с 2014 года, любые действия официального Белграда, направленные на ослабление связей с Россией, воспринимаются в Сербии как неприемлемые и недопустимые. И в этом и заключается единственная причина того, что Вучич до сих пор не ввёл против Москвы санкции – а вовсе не в его мнимой «пророссийскости». Лишь сербское общественное мнение, и ни что другое, удерживает власть от присоединения к санкциям, окончательного признания независимости Косова и вступления в НАТО.

Что же касается Вучича, то это не более чем типичный балканский политик, по сути ничем не отличающийся, к примеру, от своего черногорского собрата Мило Джукановича или любого представителя политического истеблишмента Болгарии. Он является выходцем из Радикальной партии, придерживавшейся чёткой и последовательной позиции в отношении невозможности суверенизации Косово и нежелательности сближения с ЕС, и непосредственным участником раскола в ней. Этот раскол был инспирирован западными спецслужбами, и по его итогам в Сербии появилась новая партия (Сербская прогрессивная), которая относилась к ключевым принципам радикалов намного более снисходительно, и которая вскоре оказалась у власти. Российские апологеты Вучича любят превозносить его, сравнивая с прозападным экс-президентом, лидером Демократической партии Борисом Тадичем. Но в том и дело, что «прогрессисты» пришли к власти лишь потому, что на Западе осознали невозможность сохранения в Сербии открыто прозападного руководства в сколько-нибудь долгосрочной перспективе. В итоге суть президентской деятельности Вучича свелась к продолжению линии демократов (углубление суверенизации Косово и евроинтеграции Сербии) при номинально патриотической и пророссийской риторике.

То есть ответ на вопрос, как нам стоит относиться к Вучичу, представляется очевидным. Относиться к нему следует как к обычному балканскому политику, слабому, двуличному и зависимому, ничем не отличающемуся от своих черногорских, болгарских и прочих коллег. И в этом контексте российская политика на сербском направлении выглядит откровенно нелепо. Посольство РФ в Сербии, напомним, сделало основную ставку на сотрудничество с Вучичем, минимизировав контакты с любыми реально оппозиционными пророссийскими силами. Иными словами, вместо того, чтобы максимально расширять любые возможные параметры взаимодействия с сербским обществом, Москва сосредоточилась на умиротворении персонажа, который может предать буквально в любой момент. У сербских сторонников России это вызывает крайнее изумление, в частных разговорах они всерьёз списывают происходящее на то, что в высшее руководство РФ пробрались изменники. Фактически Россия сама обрубила все возможности увеличить своё влияние в Сербии, и в самом скором времени Москва в полной мере ощутит последствия собственных решений.

Российских адвокатов Вучича это, впрочем, вряд ли смутит. Когда он подпишет договор с албанскими сепаратистами, они скажут, что этот договор не является признанием независимости Косово. Когда он введёт санкции против России, они скажут, что они носят сугубо формальный характер, не оказывая на российскую экономику никакого влияния, и вообще, скорее всего, согласованы с Москвой. Когда Сербия вступит в НАТО, они скажут, что у России теперь есть союзник внутри НАТО.

В любом случае, подобные результаты многолетней российской «игры в Вучича» с течением времени всё больше кажутся неизбежными.

Автор: Владимир Зотов