Хенкель 1011 - странный самолет Второй мировой войны. В начале 1944 года пилот британского разведывательного самолета Spitfire сообщил, что во время патрулирования воздушного пространства северной Франции он столкнулся с вражеским самолетом, который представлял собой два соединенных вместе бомбардировщика Henkel 111.
Британская разведка в то время была настроена скептически, полагая, что это было воображение пилота, который увидел пару вражеских бомбардировщиков, летящих в тесном строю. На самом деле, необычный самолет, который видел английский пилот, был Henkel 111 Z, предназначенный для буксировки тяжелых планеров. Только когда первый "Хенкель 111" был сбит истребителями RAF в марте 1944 года при буксировке планеров, Year A 242, все сомнения исчезли.
Разработанный в 1941 году, Henkel 111 Zwilling, что переводится как "Близнец", был предназначен для буксировки тяжелого транспортного самолета Ми-321, названного так из-за своих гигантских размеров.
В немецких планах вторжения на Британские острова Ми 321 отводилась роль транспортного самолета для перевозки тяжелой техники. После поражения в воздушном сражении, длившемся с 10 июля по 30 октября 1940 года, известном как Битва за Британию, и надвигающейся войны с Советским Союзом немцы временно отказались от своих планов вторжения. Но разработка тяжелого планера продолжалась. Военное руководство Третьего рейха считало, что он может оказаться полезным для снабжения и дозаправки войск на огромных просторах Восточного фронта. Imet 321 не зря называли гигантом. При размахе крыльев 55 метров он мог перевозить до 130 солдат и около 23 тонн груза. Ми321 мог перевозить бронетехнику, тяжелую артиллерию, танки - именно то, чего не мог Ю-52. Именно это и привлекло немецких военных.
В ходе испытаний планера выявилась серьезная проблема для Люфтваффе: не было самолета, способного буксировать планер с полной нагрузкой. Буксировка с помощью трех двухмоторных планеров 110c оказалась очень опасной и сложной операцией, как показали испытания, сопровождавшиеся рядом серьезных аварий. Команда конструкторов компании "Хенкель" предложила радикальное, но очень практичное решение. Они создали новый буксир. Он получился в результате объединения двух бомбардировщиков.
Henkel 111 благодаря специально разработанным секциям крыла и установке 5 двигателей на оси симметрии. Разработка нового буксира прошла относительно быстро и без проблем, и к весне 1942 года Люфтваффе были вооружены Henkel 111. Испытания показали, что хотя общая мощность двигателей буксировщика была увеличена до 6500 л.с., что было больше, чем у знаменитого теперь C-130 Hercules с максимальной мощностью 4700 л.с., она все еще была недостаточной для беспрепятственного взлета Henkel 111 с планером Ми-321 с полной нагрузкой.
Проблема была решена путем установки на буксире стартовых ракет, оснащенных парашютами. После взлета они падали и могли быть использованы повторно. Экипаж самолета состоял из семи человек: пилот, бортинженер, радист и стрелок располагались в левом фюзеляже. В правом фюзеляже размещались второй пилот, еще один бортинженер, механик и стрелок.
Второй пилот выполнял функции штурмана. 111 Z оказался чрезвычайно надежным и получил положительные отзывы от пилотов, летавших на нем. Его дальность полета составляла около 1900 км, а топлива хватало на 10 часов полета. Одним из главных конструктивных недостатков He-11 была низкая скорость буксировки - чуть более 29 км/ч. Это составляло менее трети скорости истребителей союзников и делало его особенно уязвимым для их атак. Поэтому самолет старались эксплуатировать как можно дальше от линии фронта.
В 1942 году 111 Z предполагалось использовать во время вторжения на Мальту, но оно так и не состоялось. Его также пытались использовать для заправки немецкой 6-й армии, окруженной под Сталинградом, но было уже слишком поздно. За период производства было выпущено 12 самолетов Henkel 111 Z. Первые боевые вылеты состоялись в 1943 году в рамках организации Первого воздушного флота на Кубанском мосту. He-177 часто взлетали, перевозя 30 раненых, а еще 100 буксировались самолетами Ми 321.
Несмотря на небольшое количество выпущенных He-177, их успех был настолько велик, что было решено разработать на их основе варианты бомбардировщика и разведчика. Бомбардировочный вариант получил обозначение 111 C2, а разведывательный - He-11 C3. В 1944 году версия стратегического бомбардировщика Хенкель 111 была вполне актуальной, поступив на вооружение в декабре 1942 года. Тяжелый бомбардировщик Люфтваффе 177g оказался неудачным и получил прозвище "летающая петарда". Силовая установка самолета была источником множества казусов, отказов и аварий, включая пожары. Версия бомбардировщика, Henkel 111 Z, должна была быть вооружена тяжелой 20-мм пушкой. Его бомбовая нагрузка составляла 7 тонн. Самолет мог нести четыре управляемые бомбы Has-293. В разведывательном варианте дальность полета была теоретически достаточной, чтобы достичь Нью-Йорка с контролируемой немцами авиабазы во Франции.
Планы по разработке и производству бомбардировщиков и разведывательных вариантов E11 были похоронены в том же 1944 году, поскольку в тщетной попытке отразить массированные воздушные налеты союзников на немецкие города и промышленные объекты, немецкие авиационные заводы всеми способами пытались увеличить производство истребителей. Даже ценой сокращения производства бомбардировщиков, только четыре из 12 Henkel 111 Z дожили до конца войны. Ни один из них не сохранился до наших дней. Концепция двухместных самолетов, похоже, выжила.
В 1946 году на вооружении ВВС США появился истребитель North American F82 Twink Mustang.
262 этих самолета, оснащенных радаром, состояли на вооружении в США в качестве ночных истребителей до 1952 года. В 1942 году на основе планера Met-321 Германия разработала Ми 323 "Гигант".
Он имел шесть двигателей и стал самым тяжелым транспортным самолетом Второй мировой войны.