Моя мама педагог с большим стажем. Уже больше 35 лет она работает в школе учителем начальных классов. И я периодически слышу о том, как ей приходится отчитывать не только детей, но и родителей.
Я считаю, что в этой профессии это уместно, даже если учесть, что я с ней не всегда согласна. У нас в корне разные взгляды на воспитание, на детей, на жизнь в целом.
Для примера я расскажу ситуацию.
Моя мама взяла свою внучку на выходные, а по возвращению я получила выговор.
Приводит и говорит: "А Алиса-то у вас матерится."
Я машинально сделала удивленное лицо, типа "как это так, не может быть".
Но сама прекрасно понимала, что такое могло случится. Хотя не видела в этом трагедии и вот почему.
- Ну во-первых, в современном мире, плохо это или нет, но скверноскловие повсюду.
Начиная от простого общения, заканчивая песнями и интернетом.
- Во-вторых, если ребёнок что-то говорит, не факт, что это что-то постоянное.
Например, в 2 года Алиса называла все машины, самолёты и прочие средства передвижения одним словом "тапот", в переводе на взрослый человеческий – транспорт. С возрастом это слово просто вышло из обихода.
- В-третьих, мат, как явление мы изучали даже в университете на третьем курсе, с разбором примеров и историей его происхождения. Хотите вы этого или нет, это часть языка или культуры, как бы странно это не звучало.
- В-четвертых, все мы не без греха и нет-нет, но даже у таких людей, как моя мама, учителей и воспитателей, в обычной жизни может проскальзывать что-то такое.
- В-пятых, нельзя проконтролировать что и кому может сказать ребёнок, в силу не понимания каких-то вещей.
Например, обсудит с подружками, что его мама пьёт вино "постоянно". А по факту окажется, что в холодильнике ещё с Нового года стоит просто початая бутылка.
———
После такого заявления с тенью осуждения от моей мамы мне, как родителю провинившегося ребёнка, было как минимум не ловко, но я всё же спросила "как это происходило".
Подробностей я так и не узнала, но было понятно, что у дочки слово на букву Б проскользнуло где-то в разговоре с бабушкой.
Тогда я спросила о реакции на такое заявление, она сказала, что не стала акцентировать и просто никак не отреагировала.
К слову, мама хоть и сделала мне словестное "атата" из-за дочкиного слова на букву Б, но восприняла она это достаточно легко, я бы даже сказала с юмором.
———
Я же поняла, что игнорировать со свой стороны этот инцидент я не хочу и не буду, мне важно, чтобы больше такого не случалось и вот что я сделала.
1. Вечером мы с дочкой обсудили то, что случилось. Я спросила знает ли она значение этого слова. И почему она его вообще сказала.
Ответ был по типу "не знаю".
2. Потом я рассказала о том, что есть "взрослые" слова, которым детям говорить "не красиво" и объяснила почему.
Она это приняла.
3. Следом за этим дочь получила моё одобрение на то, что когда она вырастет сможет сама решать кому и что говорить, но пока от "взрослых" слов ей следует отказаться.
Этому она даже обрадовалась.
4. Следующий шаг, который я сделала. Это объяснила, что если она слышит какое-то слово и понимает, что оно плохое (как-то интуитивно дети чутки к такому) она должна спросить о нём у меня или у папы и только потом приступать к его употреблению или не употреблению.
5. Ну и самое главное, кто бы что ни говорил, дети, взрослые – всегда надо понимать, что если кто-то что-то делает, не значит, что и ей нужно.
И знаете, тот разговор дал свои плоды, больше дочка не сквернословила, во всяком случае пока. И меня это устраивает.
Сейчас понять откуда она вообще взяла это слово, выяснить невозможно.
Может от нас, редко, но всё же грешим (с себя вины мы не снимаем), может где-то на детской площадке (дети сейчас матеряться по хлеще взрослых) или просто где-то в разговоре на улице, но я считаю, что раз уж такая ситуация произошла важно не пускать это на самотёк, а "по–взрослому" проговорить с ребёнком, ответить на все вопросы и дать полные ответы, чтобы такое хотя бы не вошло в систему.
А игнорировать – это способ для детей помладше, с пятилеткой или шестилеткой такое, мне кажется, не работает. Потому что возраст "почемучки" он такой, он требует объяснений.
Можно, конечно, наругать и стараться "следить" за её языком, но в сентябре она идёт в школу и проконтролировать все моменты навряд ли получится.
И какой в этом толк?
А если учесть, что там же она так или иначе столкнётся с такими словами, то пусть она будет лучше подготовлена и будет знать о их наличии, но уже сможет фильтровать свою речь.
Если у вас идеальный ребёнок, который не знает матерных слов, я за вас очень рада, ну а у меня не идеальный, который знает их, но не употребляет.