В этой статье расскажем о важнейших традициях осетин, которые существуют испокон веков, и о связанных с ними обычаях. Конечно, сегодняшняя Северная Осетия — современная республика, но эти традиции прочно укоренились в местном культурном коде. В том числе поэтому многие путешественники так любят этот удивительный край.
Гостеприимство
В стародавние времена путнику, волею судеб оказавшемуся на Северном Кавказе, было непросто. С одной стороны, его могли ограбить бандиты, с другой — он мог погибнуть от укуса змеи или замерзнуть зимой. Поэтому гостеприимство считалось такой важной традицией для любого достойного человека.
Путнику всегда предлагали пообедать и остаться на ночь. Ему стелили чистую постель, а одежду, если она была запыленной или порванной, штопали и стирали, чтобы с утра гость мог одеться в чистое. Для важных гостей также закалывали барашка, а самому почетному давали пить из специальной чаши, которая называлась нуазæн.
Нарушить закон гостеприимства считалось позорным для любого честного горца и всей его семьи. Интересно, что у осетин даже было специальное прозвище — «гостеед», — которое давали тем, кто как-то обидел своего гостя.
Важность гостеприимства отражена и в религии предков осетин. Местные по-прежнему почитают фольклорного героя Уастырджи, который после крещения Осетии стал ассоциироваться со Святым Георгием. Он среди прочего считался покровителем путников и воинов. А еще верили, что он иногда приходит на землю переодетый бедняком, чтобы посмотреть, помогают ли люди странникам и тем, кто попал в беду. Того, кто оказывался немилосердным и безразличным, верили осетины, Уастырджи наказывал.
Куначество
Куначество — своеобразная форма побратимства. Социальные антропологи называют это ритуальным родством, то есть когда два человека становятся как бы родственниками, хоть и не по крови. Такая практика была распространена не только у осетин, но также у других кавказских народов, например ингушей, грузин и кабардинцев.
Кунаки помогали друг другу буквально во всем: в возделывании земли и снятии урожая, в приготовлении к свадьбе и когда кто-то из близких умирал. Если одного кунака или его семью оскорбили, другой считал своим долгом восстановить их честь.
Некогда у осетин существовал древний обряд побратимства, который они переняли еще от скифов. Ритуальный кубок наполняли вином, куда два друга примешивали свою кровь. После они окунали туда наконечники стрел (в более современном варианте — пули), совершали молитву и приносили клятву верности. После этого чаша с вином опустошалась.
С куначеством связана особая практика — аталычество. Маленьких мальчиков отдавали на воспитание в семью кунака, который становился им наставником или по-осетински аталыком. Кунак мог жить довольно далеко, а нередко был и другой народности. Так, через какое-то время юноша возвращался из приемной семьи домой, обогащенный новым опытом и знаниями.
Куначество было важным средством поддержания мира, так как побратимами становились самые разные народы Кавказа. Интересно, что, после того как республика стала частью Российской империи и на ее территории появились первые казачьи поселения, кунаками осетин бывали и русские.
Почитание старших
Осетины — народ с традиционным укладом, веками живший большими семьями-общинами, где под одной крышей жили сразу несколько поколений. Главой семьи — хадзары-хицау — считался самый старший мужчина в доме. Правда, иногда его мог выбрать перед смертью прежний глава семьи. Ему беспрекословно подчинялись все родственники, причем даже те, кто уже был в возрасте.
Кроме того, существовали определенные правила поведения, которым осетины следовали, чтобы выразить свое почтение старшим. Так, младший всегда должен был идти по левую руку от старшего, а при виде идущего старика или пожилой женщины молодой осетин должен был спешиться, если был верхом на лошади.
Культ предков
Эта традиция связана с родовым строем и представление о том, что после смерти родственники и кунаки продолжают заботиться о своих близких и помогать им. Отсюда происходит почитание умерших, а также некоторые погребальные и погребальные обряды.
Когда кто-то умирал, родственники, омыв тело умершего, надевали на него чистую одежду и настежь распахивали ворота. Это должно было служить знаком и приглашением для остальных зайти, чтобы проститься с усопшим. У осетин были сильны традиции оплакивания, и часто на похороны приглашали профессиональных плакальщиц. Родственники также не сдерживали эмоций: женщины рыдали, мужчины били себя в грудь. По умершему было принято носить траур, а у мужчин — отпускать бороду.
Похороны проходили на второй день. Если умирал женатый мужчина, у жены на могиле отрезали косу — в знак скорби, а у его коня надрезали ухо. После захоронения проходили первые, но не единственные поминки. По осетинскому обычаю в первый год после похорон проходило много поминок, которые рассматривали в том числе как угощение для умерших, чтобы те чувствовали заботу о себе и в загробном мире. Помимо этого часто устраивали скачки.
***
Подписывайтесь на наш канал, чтобы читать статьи о путешествиях, местной культуре и традициях. А еще знакомьтесь с программой нашего тура по Северной Осетии на сайте клуба «7 ветров»!