Катя (собирательный образ, имена и обстоятельства изменены, совпадения случайны) мечтала о нормальной семье с детства. Её родительская семья была ненормальная, она это чувствовала и понимала. Папа ушёл к другой женщине, когда Кате было 4 года. Маме не удалось устроить личную жизнь. Многочисленные мамины ухажеры все были с какими-то странностями, а один из них даже полез к Кате целоваться, когда мамы не было дома. Катя в свои 30 помнит этот отвратительный поцелуй.
Катя видела, что у её подруг и родственников более нормальные, настоящие семьи. И она решила, что когда вырастет, будет счастлива, несмотря ни на что! Она найдёт свою любовь и сможет построить прочные отношения.
Она начала искать себе парня лет с 13 или 14. У подруг уже были мальчики, а Катя после каждой дискотеки, похода в кино или в кафе всё острее ощущала свою неполноценность. "Ну почему, почему никто со мной не познакомился?" И если в 15 это чувство неполноценности разбавлялось надеждой на светлое будущее, в котором ещё всё впереди - и любовь, и романтика, а потом и дети, то в 29 это ощущение было уже укоренившимся, просто глыбой неполноценности. Неудачи, сплошные неудачи. "Во мне что-то глобально не так, раз я отдаю всю себя, свою душу и своё тело, - а никто, никто не отозвался. Вернее, мной пользуются, и уходят. Те, кто мне нравятся, меня бросают. А ко мне липнут совсем какие-то третьесортные мужики, с которыми быть я точно не хочу".
Катя обратилась ко мне в отчаянии, после того, как с очередным мужчиной всё начиналось прекрасно, а закончилось как всегда.
Первой задачей было помочь ей пережить разрыв, расставание, не пытаться вернуть мужчину, который скрылся за горизонтом. Разбитые надежды оплакивать нелегко. Но ещё хуже будет, если Катя будет сидеть и ждать возвращения Игоря. Или добиваться его, нарушая "танец" - делая гораздо больше шагов навстречу мужчине, чем он к ней.
Несколько встреч было посвящено тому, чтобы поплакать, позлиться, осознать потерю, поставить, наконец, точку. Мы проходили кругами эти стадии - отрицание, гнев, торг, горе, принятие...
Постепенно мы перешли от эмоционального отреагирования к осмыслению произошедшего. Как Катя выбрала этого Игоря? Он привлёк в первую очередь своей внешностью. Он казался загадочным, работа у него довольно заурядная (менеджер по продажам), но он знал наизусть многие стихи и песни, был романтичным, со сложной душой, любил выпить. Кате это откликнулось, ведь и у неё самой душа была страдающая. Но в глубине души Катя не чувствовала уверенности, не чувствовала, что она достойна любви и спокойного счастья...
Это была кропотливая медленная работа, мы разбирались, чего Катя хочет на самом деле, каких отношений, чему её научили предыдущие неудачные опыты, почему она так не ценит и не уважает себя, какой мужчина на самом деле ей нужен. На некоторое время интерес к себе у моей клиентки стал сильнее, чем к мужчинам. Ей захотелось в первую очередь подружиться с собой, понять саму себя. Это был длительный период. То, чего недодали ей в детстве - принятия такой, какая она есть, внимания к её переживаниям, поддержки, безопасности - я старалась восполнить в терапии. Катя познакомилась и со своей силой, способностью себя отстоять, и со своей слабостью, нежностью, женственностью.
Когда в её жизни замаячил очередной охотник за её сердцем, Катя была уже устойчивой, более уверенной в себе. Да, её сердце трепетало на первом свидании, но она знала теперь, что сближаться нужно постепенно. И что это не она "предлагает себя" и надеется на мужскую благосклонность. Нет. Она проверяет человека, насколько он надёжный, устойчивый, прежде чем броситься в омут чувств и страстей с головой. Просто она не хотела больше раниться. Ей важно было найти мужчину с близкими ценностями - семья, верность, ответственность, самообеспечение, дети.
На несколько месяцев Катя пропала, хоть я и просила не бросать резко терапию, а прийти хотя бы на 1 завершающую сессию для подведения итогов.
Спустя примерно полгода Катя написала, что хочет прийти на сессию. Николай, её новый мужчина, сделал ей предложение. Она очень рада, но и очень тревожится. Никогда счастье не было так близко к ней. И она очень боится всё испортить.
Я считаю, что это успешный случай. Тревога Кати нормальна и естественна. Мы будем говорить о её чувствах, её опасениях. Дадим место всему. И когда она выйдет успешно замуж, я буду готова сопровождать её в неизбежных кризисах семейной жизни. Это уже другая работа. Но эта брошенная в детстве девочка заслуживает того, чтобы быть счастливой и любимой.