Найти тему
Борис Новицкий

Праславянский язык русов имел историю более длительную, чем истории отдельных славянских языков

Можно совершенно не интересоваться историей и не разбираться в ней, но достаточно, быть свидетелем современных политических событий в соседствующих с Россией славянских странах, чтобы иметь повод для размышлений и анализа.

Отмежевавшиеся некогда от России ее куски, еще недавно составляли с ней единое целое – те же Польша, страны Прибалтики. Были почти одной семьей. А сегодня не найти врагов злобнее. Да, еще и Украина с ними. Получается, всё как у людей в одной семье.

Впрочем, была ли семья? Семья – это кровное родство, язык, менталитет. Но о каком родстве можно говорить, когда даже языки разошлись – одни раньше, как литовский, другие позже, как польский. Отказаться от былого языкового единства усиленно пытается и Украина, не говоря уже о меняющемся на глазах ее кривом менталитете.

Так может, и родства не было? Но объединяющий всех славян язык вышел их одного источника – из праславянского Восточно-Европейской равнины. Можно, конечно, с пеной у рта доказывать, что "йихаты (їхати), бигаты (бігати), говорыты" (укр) и "ехать, бегать, говорить" – это чуждые друг другу и абсолютно незнакомые друг с другом языки. Но любой не русскоязычный европеец на слух не различит один от другого. Все спорщики на этот счет для него русские, и языком говорят русским. К слову, показанное произношение глаголов очень близко древненовгородскому – ехати, бегати, говорити. И невдомек активистам языкового фронта малороссов, что корни слов-то одни и те же! А это в лингвистике вкупе с неизменной грамматикой означает одно – родство ближайшее. Кстати, Тарас Шевченко самолично называл себя православным малороссом и ничуть не сомневался в этом.

Так что, с точки зрения сравнительной лингвистики, когда лексика в двух сравниваемых образцах языка совпадает на 95-99%, это один язык. Но когда и структура грамматики в них совпадает на все 99%, как в украинском – тем более. Даже лишний звательный падеж – и тот из древнерусского. Но кого это там, в отделившейся группе политиков интересует. А народу можно любую лажу на это счет впарить.

Что можно сказать об этническом различии славян? И чем оно определяется? С точки зрения антропологии – это европеоидная раса со всеми их общими признаками – у кого-то глаза голубые, у кого-то карие, волосы русые, темно-русые, просто темные. Несколько отличаются южные славяне и частично западные.

Если же обратиться к ДНК-генеалогии, то и здесь придраться не к чему. Набор основных гаплогрупп – единый: R1a, R1b, I, N. Остальные – E, J и G – минорные.

Этот набор гаплогрупп примерно в одно пропорции соблюдается везде:

Россия: R1а (48%), I2 (12%); N1а1 (14,3%); I1 (9,5%); R1b (4,8%); J2 (3,0%); E (3,0%); G (1,9%);

Белоруссия R1а (51%), I1 (24%), N1а1 (10%); Rlb (5,3%).

Украина R1а (44%), N1а1 (1,3%); I2 (25%); I1 (4,5%); R1b (7,8%);

Польша: R1a (55%) и R1b (14.09%), I (15.71%), N (4.29%). Менее 5%: E (3.84%), J (3.22%) и G (1.22%).

Так называемые «балты», Литва, Латвия, имеют примерно по 40% R1a и 40% N1а1. О них я писал без малого три года назад в статье: «Кто такие «древние балты»? ДНК-генеалогия дает ответ» (https://dzen.ru/a/Xb_ZPgX9mACu4wKR ).

Что касается содержания не общего R1а, а основной евразийской гаплогруппы R1a-Z280, то оно одинаково у всех: у русских 28%, у белорусов 24%, у украинцев 25%, у поляков 27%. У хорватов – 22%, у литовцев – 21.5%. И славяне этого большого рода во всех перечисленных странах представлены примерно одинаково. Причем, времена жизни их общих предков около 5 тысяч лет назад.

Ареалом их обитания являлась Восточная Европа с охватом территории Польши и части Германии. И это хорошо согласуется с размещением там же уже как минимум в 5,5 тысячелетия назад археологической культуры шнуровиков (R1а-Z645) и ее основными ветвями (Z284, Z93, Z280).

Этот род и полагают носителем языка древнеарийской общности (праиндоевропейского языка). Понятно и современное превалирование его далеких потомков (Z280) на своей бывшей территории, где затем образовались разные государственные образования.

Как это произошло, что не поделили бывшие родственники, часть из которых посчитала возможным более не жить в родстве, можно понять только глубоко погрузившись в семейные склоки, разборки, которых в истории было сверх меры. Одна история Польши чего стоит. Например, поздняя история взаимоотношений Польши и Руси, когда князья то роднились, отдавая дочерей в жены, то воевали, то снова, мирились. Но старые обиды оставались. Пока, впрочем, в эти склоки вдаваться не будем. И всё как в семье

Давно забытые конкретные малообоснованные уже обиды тем не менее сегодня особенно выпукло выпячиваются современной польской шляхтой. И кажется, в том весь смысл их жизни. Но в этом нелишним оказалось для поляков и участие былых их подневольных украинских окраин, которые с той же надменностью подхватили «шляхетское» презрение «панов» к своему роду, к своим прародителям русам.

Посмотрим на другие важные гаплогруппы из показанного выше набора. Как полагают, из двух гаплогрупп I1 и I2, первая тяготеет к северу. Так или иначе, большинство ее современных гаплотипов обнаруживаются в Скандинавии, Британии, но также обе известны и среди славян.

Предковая гаплогруппа I образовалась около 43 тысячи лет назад, пока неизвестно – где, и ее носителей фиксируют в Европе в межледниковье не менее 15 тыс. лет назад. Это – древнейшая гаплогруппа Европы. Самые древние ее предки жили, скорее всего, 28—30 тыс. лет назад, во времена неандертальцев. Прямые \потомки этих древнейших предков до наших времен не дошли.

Когда ее потомки, рода I1 и I2, пришли в Восточную Европу, как славянские племена, там уже не менее двух тысячелетий обитали носители гаплогруппы R1a. И среди десятка-двух славянских племен – ильменьских словен, полочан, кривичей могло быть больше гаплогруппы I1, тяготеющей к Европе. Среди же полян, древлян, уличей, тиверцев, южных славян больше гаплогруппы I2.

Повесть временных лет отмечает приход славян на Русскую равнину с Дуная в 6 веке нашей эры – это был приход южных славян. И число носителей I2 в России сегодня вдвое с небольшим больше, чем общеевропейской гаплогруппы I1.

Словене новгородские, расширяясь севернее контактировали с древнейшими обитателями территорий Карелии, северного Поонежья, Вологодчины, с потомками обитателей фатьяновской, а еще ранее культуры ямочно-гребенчатой керамики. Которых тогда назвать славянами было трудно, но их отношение к языку древнеарийской общности отрицать невозможно.

Впрочем еще в X в. современники описывали русов и славян как два разных этноса, выступающих, как правило, совместно. По Л. Гумилеву, они «сложились в ареале единого пассионарного толчка», и слились «в единый древнерусский этнос... в конце X в.»

Родиной ругов была Южная Прибалтика, откуда они были вытеснены готами, после чего распространились по Восточной Европе от Адриатики до Днепра и озера Ильмень. (А. Кузьмин). С именами руги, роги, русы, розы, руци, руяны, рутены, рюгены, северные иллирийцы они широко разошлись по Европе. И также могли иметь отношение к роду I1, общий предок которого жил примерно 2800-4500 лет назад. От него отошла генеалогическая линия с общим предком 2850±450 лет, и ее гаплотипы остались в современных этнических русских числом 9,5%. Возможно это и были словене новгородские, вятичи, кривичи и полочане.

Не одними славянами и русами Европа полнилась. Не менее значительная роль в ней роль «германского» фактор. Хотя, впрочем, никто не знает, что это. Но все на него ссылаются. Возможно, к нему следует отнести гаплогруппу R1b. Носителями ее сегодня в Европе являются в основном жители западных европейских стран. И как на заказ, часть их лингвисты отнесли к германской группе языков.

В этой связи значительно превышение носителей R1b в Польше (14,09%) по отношению к России (4,8%) может говорить о многом. Более того, различаются и их гаплотипы – это две разные ветви. Если в России – это большинство «ямники» (R1b-L23-Z2103), которые в Европу не шли, то в Польше – это типичные «эрбины» (R1b-P312 и R1b-U106), прошедшие с Пиренейского полуострова всю Европу, и слывшие виновниками гибели «Старой Европы»….

Играла ли гаплогруппа какую-либо роль в менталитете образующегося там или тут этноса? Это вопрос будущих исследований. Но влияние долгой миграции ее носителей на культуру и ментальные особенности этноса отрицать трудно. Как трудно отрицать разность в культуре земледельцев славян и скотоводов эрбинов.

Между тем, А. Тулупов отметил разность традиций между германцами и славянами в самой сути их языков. А именно, в месте и значении глаголов, а точнее понятий, «иметь» и «быть».

Англичане предложение "я имею…" начинают преимущественно с "I have...", немцы с "Ich habe...". На русском языке мы всегда говорим "у меня есть". А это и отличие в менталитете. Эта разность отношения к собственности послужила расколом в прошлом и служит ему и в настоящем. Доминирование же вспомогательного глагола «иметь» над «быть» в новых индоевропейских языках это приоритет традиции собственников. Это приоритет «Контртрадиции кшатриев, вождей, не устоявших перед властью и собственностью, восставших против Жречества и всей иерархии Севера. Это еще победа Собственности над Бытием, и Власти – над Духом».(А. Тулупов. Род Севера).

Системный разрыв глагола «быть» от «иметь» – это, казалось бы, только лингвистический аспект. Но язык – самый ясный показатель исторического развития этноса и Традиции. В нем заключена душа народа.

Различие в Традиции нельзя сбрасывать со счетов при слиянии различающихся в той или иной степени родов. В таком случае, в образующемся этносе преобладает та традиция, носители которой в нем начинает господствовать. Даже если они численно уступают основой массе этноса. В случившемся в прошлом объединении сарматов со скифами нечто подобное могло также иметь место.

Можно добавить еще, что, хотя «слависты» с «германистами» не прекращают попыток найти что-то общее в своих языках, придумав некую балто-славяно-германскую общность, но объективно - это не соответствует действительности. Н. Гусева в 1977 году отмечала, что «германо-славянские лексические связи численно невелики», в санскрите же и в славянских языках она находит «огромное количество схождений» («Индуизм», 1977 г.).

Родоначальником всех славянских языков был язык единой древней общности, называемый по договоренности праславянским. Как выясняется этот язык был языком рода R1а-Z645, разделившегося 5000 лет назад на русов (праславян) (Z280) и ариев (Z93). Это праславяне-русы разошлись по Европе, положив начало новым славянским языкам. Потому и видим гаплотип Z280 почти в равном количестве в Польше, на Украине, в России, в Белоруссии, в Хорватии.

Несколько тысячелетий праславянский язык русов был единым языком славян с историей, которая была более длительной, чем истории отдельных славянских языков: Диалектные разновидности проявляются только в последнее тысячелетие его существования (с 9-10 вв.). Интенсивные же славяно-германские контакты начались в 1-2 вв. н.э. при передвижении готов, герулов и других германских племен. Так что, все славяно-германские связи появляются только от контактов уже в историческое время, а не от какого-то индоевропейского праединства.

Подписывайтесь, много других статей на канале: https://dzen.ru/bonorus