Известный писатель и политолог Глеб Павловский в одном из своих последних постов в соцсетях 30 октября 2022 года невесело пошутил:
"Тут тетя доктор меня спросила, как я хочу yмepeть, от paка или инфаркта? Знаете ли, задумался!".
Сегодня его не стало.
А вот с его наследием мы живем и сколько еще это продолжится - вопрос весьма дискуссионный.
Его карьера развивалась зигзагообразно: в 1970-х он был убежденным марксистом и чистосердечно давал в одесском КГБ показания на местного антисоветчика, а 80-х сам уже издавал диссидентский журнал и оказался за это в Бутырке, а потом в ссылке. Будучи ссыльным в Троицко-Печерске, по его собственному признанию, "Писал в Политбюро и в КГБ трактаты с поучениями, как спасти СССР, упорно именуя его Россией".
Вернулся в 1985 году в Москву. Перестройка.
В 1990-е настало время карьерного роста и настоящей популярности: ведь он стал одним из первых в России политтехнологов: был творцом предвыборных кампаний Ельцина, Кириенко и даже Александра Лебедя. Особенно хорошо его Фонду эффективной политики (ФЭП) удалась президентская компания 1996 года - при тогдашней популярности несравненного Бориса Николаевича за его кандидатуру мог проголосовать либо человек, находящийся в полном в анабиозе, либо напуганный до этого состояния, и Павловский сумел напугать:
«Всякие там антикоммунистические штуки, липовые газеты коммунистов, клипы с озверелыми коммунистами, которые жгут тираж „Не дай Бог!“, исповеди проституток, обслуживающих руководство КПРФ. Замечательные наклейки — вся Москва была обклеена красными наклейками „Этот дом после июня подлежит национализации“ Это были не просто наши идеи — это был наш продакшен. Вспоминать стыдно, но это было. Я вошел в дикий азарт к концу кампании и, наверное, психологически был готов даже поджечь ларек и сказать, что это сделали коммунисты. Но до этого, к счастью, не дошло».
После этой небывалой удачи Глеб Олегович настолько поверил в свои силы, что утверждал, что может заставить население сделать любой, даже полностью абсурдный выбор:
«Мне было все равно, понимаете? У меня есть машина, которая выберет кого угодно. Назовите покойника — мы сделаем конструкцию, встроим его, и его тоже выберут»
В нулевых карьера достигла пика и Павловский превратился в главного политтехнолога Кремля - именно разрабатывал идеологию "суверенной демократии" и "путинского большинства", которую потом творчески разовьет Сурков со своим "глубинным народом".
Все вот это, что вы видите, картину „Путин решает все в стране“ — это же мы строили.
А в 2011 всё как-то сразу закончилось: 21 апреля у, казалось бы, всесильного главы ФЭПа, привычно направлявшегося на очередное совещание в Кремль, не сработал электронный пропуск.
Вот так, буднично, без объявлений и звонков дали понять, что "наверху" в его услугах более не нуждаются.
Последней президентской кампанией Павловского было продвижение Михаила Прохорова на этот пост, но кандидат был настолько специфичен и не азартен, а выстроенная ранее Глебом Олеговичем система настолько монолитна, что разработанную Павловским новую идейную платформу оценили только 8% населения, и то - исключительно "высоколобого": в Москве за Прохорова проголосовал каждый пятый избиратель, а в Новосибирском Академгородке и в крупнейших российских университетах программу кандидата-олигарха поддерживал каждый второй.
Удача Павловскому изменила, как и чутье, и даже в последнем, сентябрьском интервью Forbes Russia он снова ошибся (см. заключительную часть).
Но с результатами его намеренных и случайных ошибок этого человека нам предстоит жить и как-то разбираться, причем процесс обещает быть долгим и тяжелым. Но увы, если от имущественного наследства можно отказаться у нотариуса, то с политическим так просто не получится...
НепоДзензурное традиционно тут:
https://vk.com/public199851025
или тут
https://old-venefica.livejournal.com/
Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях.