Найти тему
Гримерка

Тема 12. Что делать начинающим (молодым) артистам, чтобы стать известным?

Материал от 19.04.2020

За долгие годы работы мне отовсюду сыпались (и продолжают сыпаться) письма от молодых исполнителей с одними и теми же вопросами «с чего мне начать?» или «как стать известным?». Стоит сказать, что этот вопрос волнует не только начинающих, а почти всех, кто так или иначе связан с музыкой независимо от количества посвященного ей времени. Сразу же скажу, что универсального рецепта по достижению успеха попросту не существует, ведь если бы он был, то популярным артистом становился бы почти каждый желающий исполнитель.

Очевидно, что в наше время существует множество инструментов, позволяющие артисту найти свою аудиторию и быть услышанным, но со временем все известные механизмы могут меняться и совершенствоваться. Для себя я сделал вывод, что самое главное – контент. Да, это наверняка прозвучит банально, но только качественный продукт имеет шанс на долгую жизнь. Для этого не всегда нужны непревзойденные способности или таланты, достаточно удачно попасть в точку или просто чем-то запомниться слушателю. Примеров тому масса. Вы наверняка сами не раз говорили «как такую фигню кто-то может слушать?», а песня висит в чартах. Проблема в том, что многие сегодня (специально или нет) копируют друг друга. Если ваша музыка похожа или напоминает песни уже известного персонажа, то сравнений будет не избежать: «второй Скриптонит», «вторые Грибы», «вторые Мияги», «очередной кальян-рэп», «какой-то ранний Фараон», «недоэлджей» и т.д. Но это, в принципе, не так страшно, ведь был период, когда около 50% треков из топ-100 BOOM звучало одинаково. Я не раз слышал именно такое мнение по поводу текущих трендов. Быть похожим на кого-то не преступление, но вот копировать кого-либо и делать это осознанно, вариант точно не самый лучший, да и зачастую далеко не самый рабочий.

Есть еще одно весьма могучее оружие, и это деньги. Сегодня многие компании предлагают свои услуги по комплексному продвижению творчества любых артистов. Конечно, качество выполняемой работы и цены на услуги могут сильно отличаться, но если у вас имеется большой бюджет, то с ним будет намного легче поднять в топ практически любой трек. Все это делается с помощью таргетированной рекламы, посевов в различных тематических пабликах и группах, интеграций в инстаграмах и тиктоках известных блоггеров, рекламой на ютубе и т.д., вопрос лишь в ваших возможностях. Но и здесь на первый план так или иначе выходит КОНТЕНТ. Насколько трек задержится в топах, зависит только от его качества, «вирусности» и актуальности. Деньги деньгами, но они не являются бесконечным ресурсом, да и в чем смысл искусственно держать трек в топах, если потом он оттуда вылетит и это будет нецелесообразно с финансовой точки зрения? Важно найти (завоевать) и нарастить именно органическую аудиторию, тогда и будущие продвижения уже не потребуют больших денежных вливаний, и ваши песни будут попадать в чарты без чьей-то помощи.

Сразу же хочу прояснить один момент: топы BOOM и Apple Music отличаются именно по причине разных механизмов продвижения. BOOM – это сервис ВКонтакте, на просторах которого больше возможностей для промо, нежели в AM, именно поэтому чарты могут отличаться. Плюсом ко всему не стоит забывать, что целевая аудитория пользователей ВК и АМ тоже отличается. Следовательно, Apple дает более объективную картину популярности трека, хотя отдача от посевов может распространяться на все площадки. Если трек звучит, как говорится, «из каждого утюга», значит, совсем скоро он будет популярен на всех платформах, вопрос лишь в легкости использования механизмов. Давайте сравним 2 чарта на момент написания статьи:

-2

Видно, что Егор Крид со своим новым альбомом занимает позиции в первой 10-ке на всех площадках, а в BOOM, например, есть исполнители, которых нет даже в топ-10 Apple Music. Не хочу быть ведущим хит-парадов, думаю вы поняли мысль о том, что просто треки продвигаются по-разному, об этом я еще скажу позже.

Возникает следующий вопрос: откуда у неизвестного молодого исполнителя деньги? Чаще всего у артистов нет больших средств на промо, поэтому их нужно где-то искать, и именно здесь на помощь могут придти музыкальные дистрибъюторы. Как это работает? Дистрибъютор – это компания, которая занимается выпуском ваших песен на все площадки, не нужно путать с лейблом и агрегатором. Иными словами, если компанию заинтересует творчество артиста, они могут оказать ему финансовую поддержку в промо и продвижении, но, разумеется не безвозмездно. Сегодня на музыкальном рынке количество таких компаний достаточно велико, и все они работают на разных условиях, но в основном принцип работы почти не отличается. Дистрибъютор занимается отгрузкой релизов на все площадки, выбивает для артиста лучшие места на витринах, в плейлистах, защищает его авторские права, продвигает треки в соцсетях, предлагает в качестве саундтреков в кино, сериалы и т.д., а взамен берет % за свою работу. Условия у каждого артиста индивидуальны: некоторые компании могут оплачивать клипы исполнителя, вести всю работу по маркетингу, выбивать ему интервью в топовых издательствах и не только. По сути раньше этим занимались музыкальные лейблы, но полномочия дистрибъютора намного уже и деятельность сфокусирована в основном на материале. Проблема для начинающих исполнителей лишь в том, что их ОЧЕНЬ много и дистрибъюторы стали намного избирательнее в своем выборе, потому что никто не хочет работать в минус, а это вполне вероятно с никому неизвестным артистом. Вложения в него – риски, которые в случае провала не отобьются, а работа будет проведена. Основные дистрибъторы (мейджоры) – это Sony, Warner, Universal, большие компании, которые лидируют на рынке, также есть независимые компании, которые работают, напрмиер, только в России и имеют свой вектор развития: кто-то работает только с эстрадными исполнителями, кто-то с молодежными и т.д. У малоизвестных ребят, конечно, меньше шансов попасть к мейджорам, поэтому совет лично от меня – возьмите 1-2 ваших самых лучших трека и постарайтесь найти кого-нибудь из представителей дистрибъторов, чтобы показать ваше творчество именно этим людям. Но вообще один из лучших вариантов, если вас кто-то порекомендует из более известных коллег по цеху. Если такой возможности пока нет (скорее всего, ее нет), то не нужно спамить на почту всем подряд, чтобы заценили вашу демку, это не приведет ни к чему конструктивному. А если вы хотите, чтобы и ваш трек был на всех площадках, то сегодня есть возможности сделать это и без больших компаний, с этим вам может помочь даже наша студия. (пишите сюда - @double4ocean)
Идем дальше. Раньше я думал, что клипы – главный двигатель исполнителя. В принципе, в эпоху 2010-ых так оно и было, визуальные работы всегда воспринимались зрителем лучше, чем просто аудио ВКонтакте, но со временем и они заполонили медиа-пространство настолько, что люди стали более разборчивы и их стало сложнее удивлять. Однако клипы – это всегда хороший канал распространения контента. Если работа хорошая, она обязательно будет оценена, к тому же клип может дать песне вторую жизнь. Таких примеров тоже масса: если я не ошибаюсь, Мальбэк и Сюзанна говорили, что песня «Гипнозы» была написана давно, но стала популярна благодаря видео. Youtube – мощная площадка для продвижения, но здесь тоже можно ошибиться. У меня были неудачные опыты «продюсирования» исполнителей, когда мы снимали хорошие клипы (на тот период бюджеты были неплохие), но они не выстреливали должным образом. Для эффективного продвижения нужен хотя бы минимальный маркетинг-план, чтобы вашу работу кто-то порекомендовал, интегрировал в блог, да или просто выложили на популярный канал. Насколько я помню, youtube-канал Black Beats помог многим ныне популярным исполнителям быть замеченными в сети. Либо же ваш клип должен стать настолько из ряда вон выходящим, что к нему никто не останется равнодушным, тогда получится добиться вирусного эффекта. Но последний вариант очень сложный и требует большого объема работы, определенных специалистов хотя бы в видео-продакшне, ну и конечно же тонну креатива. Хотя все в ваших руках. Если же Youtube – это на данном этапе для вас слишком сложно и дорого, то сейчас появилась более бюджетная площадка TikTok, которая тоже сделала популярными песни многих исполнителей.

Еще один миф молодых исполнителей – фит с более известным артистом. Почему-то раньше (да и, пожалуй, сейчас) все думали, что это путевка в жизнь и карьера запустится сразу после такой вот «совместки». Могу точно сказать, что это самый неэффективный инструмент, потому что все будут смотреть в первую очередь на флагмана, а уже потом (хорошо, если вообще не срежут или не перемотают) на второго участника. Сработать это может только в случае исключительного таланта или очень уж удачного куплета (припева) от вас. Мы дискутировали на эту тему с моим товарищем еще очень давно и вспомнили пример Ноггано и Купэ, где у них были совместные клипы, песни и чуть ли не альбомы, но Купэ так и не стал популярным, потому что хорош был в другом. Если фиты пишутся на лейбле среди его участников, то это работает получше за счет «внутренней экосистемы», но при этом удачных примеров не так много. На ум приходит «Ламбада» от Скриптонита и T-Fest’a, когда последнему, можно сказать, запустили карьеру этим фитом, но есть один важный нюанс – дальнейший сольный материал был не хуже. Ну и когда мы говорим про работу лейблов, это не совсем то же самое, что у независимых артистов. Около 10 лет назад я общался с ребятами из Екатеринбурга, они просто записывали рэп по фану у себя дома. Одним из этих людей был Лакоста, который написал хит «не насосала, а подарили», позже это стало фитом с Кравцем (тогда еще не очень популярным). Кравц становился все известнее и быстро набирал аудиторию, попутно притягивая внимание и к Лакосте, и к песне. Мне кажется, если бы тогда существовали все эти топы и стриминги, то такая песня точно была бы в десятке. Но позже Лакоста уже не мог сделать еще один бэнгер и не продолжил свою карьеру артиста. Поэтому, лично я считаю, что хороший фит может помочь просто обратить внимание на исполнителя, но этого очень мало для того, чтобы закрепиться в индустрии, нужно продолжать создавать хороший материал.

Перейдем к личному опыту и нашей работе с Bumble Beezy. Когда он становился известным, музыкальный рынок работал немного иначе: молодые рэперы вообще были вне рынка, все продвигалось только в тематических пабликах ВКонтакте и среди тусовки. Антон выделялся именно своими скиллами, техникой, читкой, поэтому и обратил на себя внимание слушателей, а дальше он просто продолжал развиваться, и конечно же, развивалась сама индустрия. Да, был фит с Big Russian Boss’ом, который на тот момент имел уже неплохой хайп. Да, были респекты и отзывы от именитых коллег, в том числе и Оксимирона. Но успех дали не фиты, не клипы, не финансовые вливания, а именно контент. Bumble Beezy – не тот случай, чтобы говорить о каких-то инструментах, все у нас действительно получилось само собой, можно сказать, методом проб и ошибок, но это было не так легко, как многим может показаться. На сегодняшний день я уже пробовал себя в продвижении наших местных ребят, но это пока не тот контент, который готов взорвать, а вкладывать в это большие деньги не хочется, потому что уже были не самые удачные опыты (об этом будут отдельные рассказы).

Перечитывая все вышеизложенное, я сам себе задаю вопрос «так что же тогда делать, если клипы и фиты – это не выход, а до дистрибъюторов не достучаться?». Ответ простой: продолжать работать над собой, над звучанием, над своим материалом. Звучит просто, но на деле это очень трудоемкий и тяжелый процесс. Прежде всего, необходимо определиться со своими целями: если вы хотите стать артистом просто потому, что это круто и принесет вам кучу денег, то скорее всего, вам нужно как можно раньше снять розовые очки. Я очень часто слышу от молодых исполнителей «я не хочу прогибаться под рынок, я не конъюнктурщик, хочу делать свою музыку, и чтобы ее слушали». Но вероятность того, что ваши вкусы и тренды музыкального рынка совпадут, весьма мала. Если вы просто хотите делать то, что вам нравится, тогда и не нужно недоумевать, почему это не нравится всем.

Создавайте, ищите себя, копите деньги на промо, клипы и другие инструменты для реализации вашего творчества. Затем уже необходимо работать на набор аудитории, попутно предлагая свой материал дистрибъюторам. Конечно, не нужно верить в сказки про то, что вы запишете трек, купите три репоста в рэп-пабликах и станете звездой. Такое, может быть, у кого-то и случалось, но я сильно сомневаюсь. Самое главное не сдаваться и не унывать в случае фэйлов. Контент, контент, и еще раз контент! Если он не заходит, значит нужно анализировать причины, а корректировать что-то или нет – уже дело каждого исполнителя. В конце концов, всегда можно поменять старые или задать новые тренды, если вы чертовски талантливы. Но если нет, не стоит убиваться по этому поводу.