В каких случаях льготник вправе не возвращать излишне полученные соцвыплаты

Коротко

Средства, которые получил гражданин как меру социальной поддержки, признаются должными к возвращению только в двух случаях: допущена счетная ошибка или была выявлена и доказана недобросовестность со стороны получателя. При этом бремя доказывания того и/или другого лежит исключительно на истце, требующем возврата. Именно так пояснил ситуацию Верховный суд РФ.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Если речь идет о детях

Ситуации с детскими пособиями регулирует Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статья 19 «Удержания излишне выплаченных сумм».

Органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, обладают правом на выборочную проверку. В ходе исследования проверяется правильность сообщенных льготником сведений о доходах семьи.

Полномочия проверяющих органов достаточно обширны. В процессе они вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех связанных с проверкой органов и организаций независимо от форм собственности тех, кто владеет такой информацией (часть первая введена Федеральным законом от 29.07.1998 N 134-ФЗ).

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В каких случаях вина лежит на получателе пособия

Данные о том, что у получателя есть право на выплату, поступают со стороны бенефициара. Если выплачены суммы, превышающие положенные по закону по вине родителя/опекуна, то их необходимо вернуть. Такое может касаться следующих случаев:

  • предоставлены документы с заведомо неверными сведениями;
  • сокрыты данные, влияющие на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей;
  • передана информация, повлиявшая в ложную сторону при исчислении размеров пособий.

Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов от суммы, причитающейся получателю. Происходит это при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей, либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Когда возвращать не нужно

Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. Ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ООО-льготники

О том, как обстоят дела с субсидиями для предпринимателей, стоит судить по судебной практике. Ясность по одному из недавних случаев внесло решение и пояснение Верховного суда РФ, на что и будут в дальнейшем опираться суды.

ООО обратилось в ИФНС с заявлением о предоставлении субсидии в соответствии с Правилами №976. Правительство РФ утвердило их постановлением, в котором р ечь идет о предоставлении в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.

В информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления были сведения, на основании которых инспекция сделала вывод о соответствии налогоплательщика критериям, необходимым для получения субсидии. Далее на расчетный счет общества была перечислена субсидия в размере 119 тысяч​ рублей.​

Однако позже возникла проблема. Федеральная налоговая служба по городу Чебоксары установила, что на 1 июня 2020 года у общества была недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышает 3 тысячи рублей. Это послужило основанием для направления в адрес получателя выплаты уведомления о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии. Общество не отреагировало на требования налогового органа, и инспекция обратилась с соответствующим иском в​ суд.​

Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил исковые требования инспекции. Была подана апелляция. Апелляционный суд отменил решение арбитражного суда и отказал в удовлетворении иска. Суд округа оставил в силе решение суда первой инстанции.​ Ситуация менялась три раза, налицо было затруднение в принятии правильного решения.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Позиция ВС​

В таких случаях Верховный суд приходит на помощь и вносит ясность в толкование закона. ВС пояснил: налоговая инспекция подала иск о взыскании неосновательного обогащения по правилам главы 60 ГК РФ. Это означает, что к отношениям сторон применяются нормы Гражданского кодекса.​

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без оснований, установленных законом, иными правовыми актами и сделкой, приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса.​

Установление, осуществление, защита гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей​ в силу пунктов 3 и 4 статьи 1 ГК РФ должны происходить добросовестно. Никто из участников не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. ​

«Излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата», — уточнил ВС.​

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

ВС обратил внимание на то, что, согласно пункту 12 Правил № 976, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета.​

«Таких доказательств, равно как и доказательств недобросовестного поведения общества или наличия счетной ошибки, налоговым органом не представлено, судами не установлено. Перечисление субсидии обществу произведено на основании реестра, направленного в Федеральное казначейство самим налоговым органом», — указывает высшая инстанция.​

Судебная коллегия отклоняет довод налогового органа о наличии у общества недоимки по авансовым платежам за 2019 год. ​

«В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, был продлен срок уплаты налога (авансовых платежей) за 2019 год на 6 месяцев, то есть до 30.09.2020 включительно. Следовательно, недоимка по налогам возникает после 30.09.2020. Недоимка обществом была погашена в августе 2020 года, что подтвердил налоговый орган», — констатирует Верховный суд.​

Следуя логике перечисленных утверждений, ВС отменил постановление Арбитражного суда округа и решение республиканского Арбитражного суда и оставил в силе постановление Первого арбитражного апелляционного суда.

Остались вопросы? Получите бесплатную консультацию в МКА "Карабанов и Партнеры" от адвокатов по гражданским делам.