Любые увлечённые люди, а коллекционеры, они, несомненно, люди увлечённые, очень любят делиться всяким, что кажется им интересным, о своих хобби.
И вот сегодня хотелось б поговорить про достаточно редкий экземпляр в моей коллекции, а именно о Cosmology of Kyoto
Редкий, эт, конечно, хорошо, скажете вы, но дорогой ли он? Ведь вы, коллекционеры, любите всякое покупать за неадекватные суммы.
А вот это сложный вопрос. За все время, что я в теме, те, кто увлекается коллекционированием видеоигр в России видели ее на Ебее всего несколько раз, и, уточню на всякий случай, каждый раз это была версия под компьютеры Apple. Даже не знаю, можно ли сейчас найти физическую версию под Windows.
Так вот, игра за 5-6 лет появлялась на всемирной барахолке считанное количество раз и всегда уходила по абсолютно разным ценам - от 5000 до 40000 рублей. Приблизительно, конечно.
Это классический пример того, что игра настолько редкая, что ни покупатель, ни продавец толком не знает, что с ней делать, и, в таких случаях, приходится действовать наугад.
Но, как мне кажется, даже максимальная цена была вполне оправдана. Особенно, если учесть то, что ее все же купили. Как говорится, вещь стоит ровно столько, за сколько ее готовы купить.
Что хоть за игра-то? - спросите вы.
О, это творение родом из Японии, творение сумрачных тамошних гениев из Softedge. В 90-е годы двадцатого века игровая индустрия в целом ещё была в поисках себя, а японцы, как обычно, видели свой особый путь.
Если попытаться описать игру общими словами, то она представляет собой интерактивное путешествие/квест с элементами хоррора в декорациях средневековой Японии. С туманным и неопределенным сюжетом. Настолько туманным и настолько неопределенным, что я его могу описать только как: " Идти дальше в город и найти способ вырваться из круга перерождений".
Нам придется бродить по Киото и окрестностям, искать что-либо интерактивное, как то взаимодействовать с этим, по пути - обязательно несколько раз умереть, далее в зависимости от набранной кармы переродиться в другой личности. И повторять, пока не добьешься своей цели….но, на самом деле это не главное.
Главное, ради чего делалась игра - исследование, поиск и изучение. Здесь затронуты все составляющие жизни средневековой Японии: буддистская религия (причем это какая-то нестандартная ветвь буддизма, как я понял), местная мифология, со всеми их демонами и прочей нечистью, исторический и социальный контекст, быт того времени.
В игре все максимально энциклопедично.
Собственно, в игре есть полноценная энциклопедия. К которой придется частенько обращаться, чтобы понять обо что тут, собственно, идет речь. Так что, в принципе, после прохождения вы будете неплохо подкованы в жизни японца 9-11 веков нашей эры.
А ещё тут очень специфический визуальный ряд. Он минималистичный, натуралистичный и очень напрягающий и вызывающий некий дискомфорт, и это ни разу не упрек, поскольку именно такая цель и ставилась.
Подводя итоги, я бы порекомендовал игру для ознакомления тем, кто увлекается Японией, ее историей, литературой, изобразительным искусством. Ну или тем, кто любит странные, вдумчивые и медитативные игры. Остальным пробовать на свой страх и риск.
За пределами Японии, судя по всему, игра была крайне непопулярной. И этому, на мой взгляд, есть несколько причин.
Во-первых, это направленность на культуру и историю Японии. В тот период в США относились ко всему подобному с прохладой.
Во-вторых, ее крайней непопулярности также поспособствовал и способ распространения - по почте, поэтому у ее коробки такой странный форм-фактор, это, так называемый, мейлбокс.
Ну и в-третьих, на восприятие, скорее всего, повлиял медленный, практически медитативный игровой процесс. Я бы сказал, что в этом плане она похожа на Myst, но это крайне натянутое сравнение.
Но со временем игра стала культовой.
Нельзя рассказывая об этой игре, не рассказать про взаимоотношения Cosmology of Kyoto и Роджера Эберта. Это прямо обязательная часть....
В США есть (был?) такой известный кинокритик, некто Роджер Эберт.
Так вот он, несмотря на свою крайнюю нелюбовь к видеоиграм, и всячески отрицая даже саму возможность причислять их к искусству, почти сделал исключение для Космологии Киото, признав, что в ней что то есть. Наверное, это можно считать лучшей оценкой этой игры.
И , пожалуй, соглашусь с этим человеком 😊