Найти в Дзене
Заметки молодого отца

Феномен "горькой" конфеты

Оглавление

Как сладкая конфета вмиг превращается в "горькую"? И дело далеко не во вкусовых ощущениях или в том, что ребенок резко перехотел сладость. Тут дело в другом... скорее, в социальных нормах.

В середине 20-го века психолог Алексей Николаевич Леонтьев решил провести небольшой эксперимент-наблюдение, которое должно было продемонстрировать процесс освоения социальных норм.

"Горькая" конфета

Испытуемыми оказались дети до 7-и лет, поскольку начиная с трех лет и в течение всего периода дошкольного возраста проявляется этот феномен.

Ход эксперимента

Ребенок сидя на стуле должен был достать удаленный предмет. Задача была невыполнимой, но дети об этом не знали. При удачном решении задачи ребенок должен был получить в награду конфету.

Сам экспериментатор выходил из помещения и наблюдал за действиями испытуемого из соседней комнаты через скрытое зеркало.

В какой-то момент ребенок, отчаявшись, нарушал правило и, встав со стула, поднимал тот самый предмет.

Исследователь, вернувшись обратно, начинал хвалить ребенка за то, что ему удалось выполнить задание. После чего отдавал награду - конфету.

Итог:

Тут и стали происходить интересные события. Многие дети начинали отказываться от конфет, демонстрируя негативную реакцию. Им было стыдно получать награду за нарушение правил. Когда ребенка все же просили забрать честно заработанную конфету, они начинали плакать.

-2

Таким образом, конфета становилась "горькой" в личностном и субъективном смысле.

Полученные результаты наблюдения свидетельствовали о формировании личности, когда социальные нормы становятся выше личных желаний.

Лопатка и шарик

В 70-х годах другой психолог МГУ им. Ломоносова решил повторить эксперимент и выявить детей, у которых феномен "горькой" конфеты не проявлялся.

-3

Испытуемыми также оказались дети до 7-и лет. Суть эксперимента аналогичная, отличалась лишь задача.

Детям было необходимо достать шарик из коробки с помощью лопатки. Задание было невыполнимым, поскольку лопатка оказалась слишком маленькой и не была предназначена для этих действий. В качестве награды была обещана конфета.

Исследователь удалялся в соседнюю комнату, оставляя ребенка перед задачей с двумя вариантами:

  • достать шарик по правилам (по инструкции)
  • легкий (когда ребенок мог достать шарик без каких-либо условий)

В конце эксперимента психолог возвращался обратно и всем детям, которые смогли достать шарик (независимо от способа), давал в награду конфету.

Часть детей начинала нервничать, переживать и плакать. Другие же не проявляли никаких негативных эмоций. И это могло говорить о том, что у последних еще не наступило формирование личности, как социального индивида.

-----------------------

Согласны ли вы с этим?

Я просто представил, как мошенники, оболванивающие людей и получающие какие-то ценности незаслуженно, начинают переживать и плакать.

Хотя... этот пример не подходит. Интересно, что сказали бы психологи-экспериментаторы.