Найти тему
Sariya films

О чем фильм «Власть пса» и почему Джейн Кэмпион снова лучший режиссер. Разбор фильма.

Внимание спойлер.

В темной холодной комнатке два небольших окна открывают вид скалистых гор, освещенных солнцем. Пейзаж служит фоном проходящему мимо, словно ныряющему из одного окна в другое, грозному хозяину ранчо – «псу», власть которого захватила штат Юта. Так начинается хладнокровная история о столкновении двух семей: Бербанков и Гордонов.

Бенедикт Камбербэтч в роли Фила. Гениальная игра, которая восхищает
Бенедикт Камбербэтч в роли Фила. Гениальная игра, которая восхищает

Роман Томаса Сэвиджа «Власть пса» был написан в 1967 году и высоко оценен критиками, но у читателей он не возымел успеха, а потому был быстро позабыт и отправлен в стопочку недооцененных книг. Только после переиздания в 2001-м произведение официально признали классикой. Его 5 раз пытались экранизировать, и какое счастье, что удалось Джейн Кэмпион, которая стала лучшим режиссером за эту работу четырежды по версии престижных кинонаград, включая «Оскар-2022». Последняя включила картину в 11 номинациях.

Джонни врач — главный кормилец семейства Гордонов. После практики в больнице ему предлагают найти маленький городок, чтобы встать на ноги. Он находит депрессивный, ветреный, пустой Бич, где спивается и кончает жизнь самоубийством. Отца находит единственный и любимый сын-Питер(Коди Смит-Макфи). С тех пор парнишка обещает себе, что сделает все, чтобы мать-Роуз(Кирстен Данст) была счастлива.

Их дом, где некогда повесился человек превращается в уютную гостиницу для проезжающих мимо челноков, чиновников, владельцев ранчо. Роуз открывает ресторан, который в совокупности с гостиницей начинает приносить стабильный доход.

Роль Питера досталась молодому и талантливому Коди Смит-Макфи
Роль Питера досталась молодому и талантливому Коди Смит-Макфи

Питер помогает матери вести бизнес, мечтает поступить в медицинский колледж и относит бумажные розы к могиле отца, потому что ни одни цветы не выдерживают климат Бича.

Фил(Бенедикт Камбербэтч) и Джордж Бербанки(Джесси Племонс) – единственные наследники известного скотоводческого ранчо, их родители давно прохлаждаются в пансионе Солт-Лейк Сити, а парни удачно руководят бизнесом. Тесную связь между братьями Кэмпион подчеркивает общей спальней. 

Джесси Племонс и Кирстен Данст (супруги в жизни) сыграли экранную пару в фильме
Джесси Племонс и Кирстен Данст (супруги в жизни) сыграли экранную пару в фильме

Самое интересное начинается, когда Джордж с Роуз влюбляются и желают создать брак.

Собственно, с этого описания и можно выделить камень преткновения двух семей, которые когда-то были счастливы по отдельности и стали несчастны соединившись. Питер хотел для мамы прекрасной жизни, а инфантильный Фил, скрывающий латентность в маскулинном мире не желал делить единственного близкого человека-брата с кем-либо еще.

Что же делает Кэмпион, когда рассказывает эту печальную историю? Она медленно раскрывает ненависть Фила к Роуз и ее трясучки на него, уводя зрителя от главного персонажа Питера, который в финале мертвой петлей душит страшного мучителя матери. В этом изюминка картины — весь фильм главным героем выступает один человек, а в конце вылезает другой, на которого не все обратили внимание. Впрочем, изюминок тут много. Джейн расставляет подсказки, которые ведут к Питеру, но также она заводит зрителя в тупик, заставляя сомневаться в выводах. 

Диалоги Питера и Фила на протяжении всего фильма вызывают напряжение и саспенс
Диалоги Питера и Фила на протяжении всего фильма вызывают напряжение и саспенс

Наглядным примером служит история с отцом парнишки, когда на Питера падает тень подозрения в его убийстве(канатная веревка в комнате мальчика, на которой теоретически повесился Джон, фраза в конце фильма – «отец считал меня чересчур сильным», хладнокровное поведение парня по отношению ко всем, кто портит жизнь матери). 

Но при этом полезных подсказок больше – трепетное отношение к медицинским книгам отца, бумажные цветы на могиле, желание стать врачом как Джон, ну и главная фраза в том же разговоре с Филом – «Отец говорил, что настоящий мужчина тот, кто устраняет препятствия на пути». И Фил Бербанк был главным препятствием к счастью его матери.

А был ли он настолько серьезным препятствием — убивать стоило? Давайте, рассмотрим.

-6

Фил.

Парень рос с любимым братом, и несмотря на то, что тот был намного глупей, он всегда переживал за него, пытался помочь. В определенном возрасте появляется Бронко Генри – кумир, пробуждающий новые, чуждые маскулинному обществу чувства, с которыми ему придется бороться всю оставшуюся жизнь. После смерти Бронко, единственным близким человеком остается Джордж. Об этом свидетельствует общая спальня братьев, бизнес, разговоры.

Появление Роуз рушит детский мир Фила, она «отбирает» брата молниеносно и, как ему кажется, хочет поживиться за их счет. Тут возникает коварный план затравить женщину так, чтобы она сбежала. Позже, когда травля приводит к алкоголизму, Фил задумывает подружиться с ее ребенком, чтобы она спилась окончательно и рассталась с его братом. Все поступки и поведение Фила говорят о его незрелости и инфантильности.

-7

Роуз.

После неудачного замужества, завершившегося суицидом мужа, вдова пытается дать себе второй шанс на счастливую жизнь. Окрыленная тем, что одиночеству пришел конец, она продает успешный бизнес и пытается наладить отношения с братом новоиспеченного мужа. Но в первый же день он дает понять, что ее тут не жалуют. Живя в доме хозяина ранчо, которого боятся и уважают все: начиная от ковбоев, заканчивая собаками, у девушки не остается шансов на нормальное существование. Дальше идет откровенная травля и запугивание девушки(игнор, насмешки, неуважительный тон, передразнивание на банджо). Джордж постоянно в городе, а Роуз все чаще на нервной почве посещает мигрень, с которой справляется некогда ненавистный алкоголь. К приезду сына она окончатльно спивается, и еле передвигается по дому.

-8

Питер.

Сын, отправивший единственного родителя в счастливое замужество, приезжает на каникулы и встречает спившуюся женщину. Напомню, отца он снял с петли не без участия алкоголя. Отсюда возникает главный страх – потерять и мать. Он пытается сдружиться с Филом, чтобы наладить отношения. Когда все рушится и лето подходит к концу, возникает план Б, не без влияния отца и его профессии. Для Питера – убить Фила единственное верное решение, которое завещал еще папа.

Отсюда напрашивается вывод, что это история о столкновении двух семей, где каждая защищала свои интересы, но ни одна не поступила верно. 

Что же означает «Власть пса»? Каждый трактует по-своему, лично для меня в картине было 3 пса: первый Бронко Генри, передавший свою власть Филу, второй Фил и третий не совсем стандартный для маскулинного мира Монтаны в 1927 Питер, который проявил свою власть умом. В 5 главе, когда Фил впервые дружелюбно подзывает к себе Питера, чтобы завести разговор, парнишка возвышается над ним — тут Кэмпион дает понять, что в этой части мальчик выйдет «победителем». 

5 глава, тот самый диалог
5 глава, тот самый диалог

В завершении нам показывают все ту же темную комнатку с яркими окнами и скалистыми горами, освещенными солнцем с мимо проходящим, но уже хромающим и умирающим Филом, власть которого забрал странный худой изнеженный парнишка-мастер бумажных цветов.

Фил с бумажной розой Питера
Фил с бумажной розой Питера

Знаете, друзья, больше всего люблю фильмы, которые разрывают грань экрана и становятся частью тебя, о которых думаешь последующие несколько дней.

«Власть пса» — один из моих любимчиков. Больше всего впечатлило то, насколько глубоко Кэмпион изобразила Запад тех лет — зловещим, одиноким и пугающим.

Кто смотрел картину? Жду ваши отзывы)

P.S. Чтобы не упустить новости кино, рекомендую подписаться на канал, здесь вас ждет много интересного🤍