Логика Запада в противостоянии с Россией очень проста. Раз Россия это страна бензоколонка, то и бить надо по нефти и нефтепродуктам. Тогда победа придёт сама. Только в случае с Россией всё оказалось не так просто как представляли себе умы на Западе.
И здесь сразу несколько причин. Главная из них в том, что в мире спрос на нефть и нефтепродукты превышает предложение. В худшем случае приходит с ним в равновесие. Но это только видимая часть проблемы. Здесь нужно понимать, что углеводороды нужны не сами по себе, а для поддержания производственных процессов. В результате этого, их нехватка приводит к намного более глобальным последствиям для экономик стран, чем простая недостача какого-то другого продукта.
Именно по этой причине даже те страны, которые поддерживают вроде санкции против России, вынуждены всеми правдами и неправдами закупать, в том числе, и наши углеводороды. Проблема в том, что из-за сокращения добычи и сложностей с логистикой, приобретать их приходится по более высоким ценам.
При этом собственной добычи Западу катастрофически не хватает для покрытия своих потребностей. Да и говорить про Запад, как единый организм, в этом вопросе вообще не стоит. Только США являются крупным игроком на рынке нефти. Остальные страны фактически полностью зависят от закупок извне. Как понимаете при таких вводных изначально понятно, что любые ограничения на российскую нефть и нефтепродукты, обязательно бумерангом ударят по странам Запада. Что мы с вами и видим в реальности.
При этом не стоит забывать и еще один момент. Западные санкции против России вынуждают нас ускоренными темпами развивать собственное производство. А производство всегда нуждается в энергетике. Таким образом у России есть еще и огромный потенциал роста внутреннего потребления углеводородов, который в перспективе способен полностью компенсировать нам утрату западного рынка.
Не учли на Западе и фактор географического положения России. Наша огромная территория и границы со многими странами позволяют нам осуществлять торговлю нефтепродуктами не только по океану. У нас достаточно вариантов и сухопутной доставки. Да и доставка по воде, возможна не только через контролируемые Западом порты.
Провалилась и попытка Запада повлиять на нашу торговлю нефтью и нефтепродуктами, за счет страховок, где у него почти 90% рынка. В результате многие страны стали принимать страхование от российских компаний, а западные "партнеры" только потеряли часть рынка страхования перевозок.
Не оправдалась надежда Запада и на другие нефтедобывающие страны. Запад в принципе пропустил тот момент, когда экспортеры нефти осознали необходимость действовать сообща. Таким образом они обеспечили себе возможность оказывать существенное влияние на цены на этом рынке. План Запада, что ограничив свою закупку российской нефти, они компенсируют это за счет дополнительного предложения с Ближнего Востока не сработал.
Никто не стал увеличивать добычу, а даже наоборот они её немного сократили. Это не только привело к росту цен на нефтепродукты, но и сделало закупку российской нефти, несмотря на санкции, очень выгодным делом.
Кроме этого, Россия смогла перенаправить свои нефтяные потоки в сторону Азии. А этот рынок намного более глобальный чем европейский. Именно страны Азии сейчас показывают наибольшие темпы экономического роста, а значит потребность их в углеводородах растет намного быстрее чем в странах Запада.
Вместо стагнирующего европейского рынка, Россия получила очень перспективный рынок Азии. Здесь правда надо сказать, что нам и раньше никто не мешал большее внимание уделять этому рынку, Но как говориться, не было бы счастья да несчастье помогло.