Лето этого года отличалось тем, что повсеместно в Европе стояла тропическая жара. Страшная засуха уничтожила урожай. Не избежала этой участи и Россия, особенно западная. Горели леса, торфяники, появились заразные болезни. Воздух был наполнен дымом. За всё лето несколько раз через густую пелену дыма солнце показывалось в виде раскалённого шара. От восхода до заката можно было смотреть на солнце невооружённым глазом.
Мне это напомнило горячее лето 2010 года, когда яблоки, падая на землю, пеклись под палящим солнцем.
В августе 1811 года появилась комета. Появившись еле заметной туманной звёздочкой, с каждым днём она увеличивалась и становилась яснее и отчётливее. Наконец она превратилась в большую, хвостатую звезду. По глазомеру хвост кометы казался длиною сажени две (4,30м), а ширина в конце хвоста около полуаршинна (36см).
С каждой неделей хвостатая звезда становилась всё грозней. Народ в городах и сёлах России толпами глядел на эту чудную звезду и говорил: «Верно, прогневался Господь на нас, вот и послал звезду такую». Простолюдины, глядя на бродящую в небе звезду и огромный хвост её, говорили: «Пометёт беда землю русскую!»
Московские газеты писали, что почти в середине… неба над Пречистенским бульваром, окружённая, обсыпанная со всех сторон звёздами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стоит огромная яркая комета, та самая комета, которая предвещает, как говорили в старину, всякие ужасы и конец света.
Ну, конечно же, эту космическую гостью видит, проезжая по Москве, герой «Войны и мира» Льва Толстого, Пьер Безухов. - Вспомнили?
Тогдашние россияне и не сомневались, что гигантское блуждающее светило «принесло» на землю войну с Наполеоном и все несчастья, связанные с ней.
К бедам народ русский чуток. Уже не было ни для кого на Руси тайной, что Наполеон что-то затевает против России. В сведущих кругах знали больше об этом, но как-то не верили надвигавшейся грозе.
К концу года дипломатические отношения с Францией были прерваны. Предлогом нерасположения к России для Наполеона был только что составленный Россией тариф, который будто много вредил французской торговле. Сам император Александр был уверен в неизбежности войны с Наполеоном и решил сам предводительствовать армиями. Но поклонник Наполеона, канцлер граф Румянцев тормозил более активную подготовку к войне, он был уверен, что дело кончится миролюбиво и дружеские отношения с Францией будут восстановлены.
А Наполеон тем временем, глядя на роковую звезду, думал:
«Эта необычная звезда появилась на небосклоне в день моего рождения, так пусть она будет моей путеводной звездой в Россию».
Император Наполеон твёрдо решил разорить Россию.
В начале весны император Александр прибыл в Вильно, где базировался громадный воинский стан. Вокруг города среди дубрав, как стаи лебедей, белели палатки собравшихся войск. Всюду грохотали барабаны, гремели марши, сверкали мундиры разных войск. Государь старался соблюдать спокойствие и всем говорил, что надеется сохранить мир, ему охотно верили. Тем временем смотр войск шёл своим чередом.
Как гром среди ясного неба прилетела весть, что Наполеон нарушил границу и вторгся в пределы русской земли. По всем концам России быстро разносились два манифеста императора Александра.
« Французские войска вошли в пределы Нашей Империи. Самое вероломное нападение было возмездием за строгое соблюдение союза. Император Наполеон в уме своём решил твёрдо разорить Россию. Предложения, самые умеренные, остались без ответа. Недавнее нападение врага открыло, явным образом, лживость подтверждаемых миролюбивых общений. И потому не остаётся иного, как поднять оружие и употребить все, вручённые Мне Провидением, способы к отражению силы силою. Я надеюсь на усердие Моего народа и храбрость войск Моих. Провидение, благослови праведное наше дело. Оборона Отечества, сохранение независимости и чести народной, принудили нас препоясаться на брань. Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве Моём!»
Другой манифест должен определять идеологическую подоплеку, задачи, состав, принципы формирования, обеспечения ополчения и управления им.
«С давнего времени – гласит второй манифест - замечали Мы неприязненные против России поступки Французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всём нашем желании сохранять тишину, надеясь на примирение, оставались в пределах Нашей Империи, не нарушая мира, быть только готовыми к обороне. Французский император открыл первый войну. Видя его непреклонность к миру, не остаётся ничего иного, как, призвав на помощь свидетеля и защитника правды, Всемогущего Творца небес, поставить силы Наши против сил неприятельских. Не нужно Мне напоминать вождям полководцам и воинам Нашим о их долге и храбрости: в них издревле течёт громкая победоносная кровь Славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество и свободу. Я с вами. На начинающего Бог!»
«На начинающего Бог!» - сказал вместе со своим императором и весь народ русский.
Позднее Ф. Сологуб написал стихотворение:
На начинающего Бог!
Вещанью мудрому поверьте.
Кто шлёт соседям злые смерти,
Тот сам до срока изнемог.
На начинающего Бог!
Его твердыни станут пылью,
И обречёт Господь бессилью
Его, зачинщика тревог.
На начинающего Бог!
Его кулак в броне железной,
Но разобьётся он над бездной,
О наш незыблемый чертог.
Наполеон был совершенно уверен в победе, и, будучи в Дрездене, он заявил: - Я еду на Москву и в одно или в два сражения всё кончу. Император Александр будет на коленях просить мира. Я сожгу Тулу и обезоружу Россию!
НА АЛТАРЬ ВОЙНЫ
Отечественная война 1812 года всколыхнула всех и всё. Всколыхнула большие города и самые мелкие поселки, всколыхнула и великих людей и самых незаметных, одним словом, на всей Руси не найдется ни одного уголка, где бы что-нибудь не делалось для войны, ни одного русского сердца, которое бы понесло на алтарь войны своей посильной жертвы, своего дара. Много приносится различных жертв и даров в разных местах необъятной родины нашей.
По рассказам и пересказам бабушек в нашем маленьком уголке России, в нашем бедном и малочисленном приходе села Гурово, Алексинского уезда, также приносился дар войне во все времена, когда враг вторгался в пределы нашего родного государства. Дар этот не вещественный, но духовный и приносился скромно, но усердно. Состоял он в том, что с началом учения в народных школах, во все воскресные и праздничные дни вечером совершались всенощные бдения с прошениями о даровании победы нашему Христолюбивому воинству.
По окончании всенощных, Настоятель всякий раз вел беседы с прихожанами по поводу войны. В беседах он знакомил население своего прихода с истинным положением военных дел и ходом войны, прочитывая сообщения из «Приходского Листка», знакомил с нуждами воинов и располагал прихожан и всех присутствующих, к пожертвованиям. Следствием таких бесед служили весьма щедрые пожертвования.
Несмотря на бедность и малочисленность прихода, денежный сбор по подписным листам и священника и церковного старосты много превосходил сборы в богатых и многочисленных соседних приходах! Кроме денежного сбора, немало и вещевых пожертвований. Но, чтобы понять истинную цель этих служений, и оценить их значение, нужно было видеть, с какою охотою, с какою радостью в очередной день к назначенному часу шли и старый и малый в школу. Школы буквально были набиты народом. Нужно было видеть, с каким усердием и вниманием выслушивались умилительные песнопения, содержательное чтение особого канона и торжественное чтение коленопреклонённой молитвы, так умело и с чувством читаемы священником.
При пении «Спаси Господи люди Твоя»..., при запеве на канон «Многомилостивый Господи»... все, как один человек, с умилением опускались на колени. Только и слышны, что вздохи да движение рук для крестного знамения. Перед беседами неизменно совершалась заупокойная лития за всех православных воинов, за веру царя и отечество живот свой положивших. Народ был весьма доволен, и многие не ограничивались только присутствием в школе своего селения, но посещали школы и соседние в Суходоле, Спас-Конино.
Не легкое это дело для пастыря, так как он жертвовал своим праздничным отдыхом. Но та великая польза, получаемая от этих служений, должна быть достойным вознаграждением за труд. А польза сама по себе понятна, и когда видишь умиленные и даже радостно-спокойные лица расходящихся с этих молений, когда слышишь от многих возгласы: «Дай Бог доброго здоровья батюшке, как хорошо он придумал». И действительно, хорошо придумано, лучшим не займёшь праздничный день.
«Дай Бог, чтобы и другие пастыри последовали этому примеру!» - говорили люди.
Продолжение следует